«Проблема перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение на примере предмета ОБЖ».

Автор: Белкин Максим Сергеевич

 

«Проблема перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение на примере предмета ОБЖ».

«МБОУ СОШ №2» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №2,

г.о. Павловский Посад, Московская область, Россия,

Белкин Максим Сергеевич, преподаватель – организатор ОБЖ

msbelkin@mail.ru

 

Ключевые слова: дистант, дистанционное обучение, онлайн-ресурсы.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о трудностях и проблемах перехода российских школа в период начало пандемии короновирусной инфекции на дистанционное обучение. А также как этот процесс повлиял на развитие онлайн-ресурсов, связанных с образовательными процессами.  

В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готова ли система школьного образования к этому переходу.

Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. В то же время не все учителя оказались готовы выработать новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы.

До перехода на дистанционное обучение 64% учителей пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном они обращались к онлайн-платформах, когда возникала необходимость отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий. Также около половины учителей время от времени и чаще применяли различных онлайн-ресурсы во время школьных уроков.

Среди наиболее популярных онлайн-сервисов до перехода на дистанционное обучение были: Учи.ру, Российская электронная школа, InternetUrok, Яндекс.Учебник, ЯКласс

 

    В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы в своей работе, увеличилась с 64% до 85%. При этом 3/4 педагогов, которые прежде не пользовались никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять (Рис. 2, Рис.3). Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.

 

 

 

 

 

 

  В настоящее время в образовательных организациях дистанционное обучение становится все более актуальным, в том числе и на уроках ОБЖ. Формирование у учащихся смысла жизни, своего места и роли в ней, а также овладение основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получения практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является главной целью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе не только на традиционных уроках, но и на уроках с использование ИКТ. Именно поэтому, одним из современных методов обучения на уроках ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является дистанционное обучение.

Что же такое дистанционное обучение? Существует несколько определений, вот одно из них: дистанционное обучение (ДО) — новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Основу дистанционного обучения в школе составляют дистанционные уроки. В своей практике я использовал систему дистанционного обучения ZOOM.

   Таким образом, дистанционные обучение — очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Классно-урочная система существует уже несколько столетий, но и в ней обнаруживаются новые стороны. Поле для исследований в сфере дистанционного обучения огромно, и начинать их нужно как раз с практики.

Учителя, которые на момент исследования не использовали средства дистанционного обучения, в основном объясняли это техническими проблемами, которые есть у учеников: «У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих». Или тем, что у них самих отсутствует необходимая техника: «У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса».

Те же, кто регулярно проводил дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называли:

• перебои в работе видеоплатформ из-за перегрузки. Эта проблема была наиболее актуальна в начале перехода школ на дистанционно обучение и коснулась не только видеосвязи, но и других образовательных сервисов;

• сложность в подключении всех детей к видеотрансляции;

• отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.

Нагрузка учителей и проведение видео уроков.

Смена привычных практик преподавания и работы с детьми является стрессом для всех участников образовательного процесса. 84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. (Рис. 7, Рис.8).

 

Это может быть связано, в первую очередь, с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения, к занятиям теперь нужно готовиться по-другому, нарушились привычные практики проведения уроков и взаимодействия с коллегами по школе, с учениками и родителями. Во вторую, с тем, что далеко не все из них знают и умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы, которые могут помочь учителю в работе. Например, 13% учителей на момент опроса не знали, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов. Также 75% опрошенных учителей на момент исследования не проводили видеоуроки. Однако среди практически половина учителей проводили уроки по видеосвязи, когда в малых и средних городах и сельской местности доля таких учителей составила всего 21% 

Оснащение техническими средствами для дистанционной работы

И все же ситуация с обеспеченностью педагогов техникой не такая критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.

Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.

 Наиболее продвинутым регионом, основываясь по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионам страны. К тому же в Якутии 61% учителей заявили, что проводят видеоуроки.

Проблемы помимо нехватки техники и низкого сигнала интернета

Не понятно, как дистанционно заниматься ОБЖ, ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили.  «Я школьный психолог. Для проведения групповых диагностик и тренингов нет специальной платформы, организую опросы через Google Формы самостоятельно, а для проведения консультаций — видеосвязь через телефон и Skype. Но, естественно, индивидуальные коррекционные занятия с детьми через Skype затруднены и приносят более низкий эффект, и не все родители готовы к этому, испытывают дискомфорт».

Учителя признаются, что не понимают, как можно проводить занятия без личного контакта с детьми. Особенно тяжело приспособиться учителям с большим педагогическим стажем. Проблема заключается не только в организации дистанционного урока, но и в том, что на доступных образовательных платформах нет этих предметов. «По ИЗО очень мало или почти нет образовательных платформ».

Особое внимание требуется к организации и проведению занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учителя, работающие в коррекционных школах и с этой категорией детей, говорят о том, что на данный момент не существует удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. «Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных платформ нет», «Нет разработок для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью»

Сравнение по регионам

В рамках исследования было выделено несколько регионов, ситуацию в которых можно было рассмотреть отдельно. Согласно полученным данным на момент исследования, доля учителей, имеющие технические устройства для проведения аудио- и видеоконференций в Краснодарском крае и Забайкальском крае, была ниже, чем в других анализируемых регионах.

Заключение

В конце докла мне хочется сказать, как учителя организуют работу в дистанционном режиме и с какими трудностями они сталкиваются. Отметим, что ситуация оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в информационном пространстве в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.

Тем не менее, в зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах России, а также в малых и средних городах – говоря о техническом оснащении, возможности учителей и детей намного ниже в этих населенных пунктах, чем в более крупных городах.

В период первой волны исследования, результаты которой представлены в этой работе, учителя в основном жаловались на проблемы с наличием технических устройств в семьях учеников и у них самих, на плохой сигнал интернета, а также на перегрузки образовательных платформ. Однако на этапе полного перехода в онлайн стали возникать проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами. По этой причине дальнейшее исследование может быть сфокусировано на более всестороннем изучении опыта работы в дистанционном формате, в том числе через качественные методы сбора данных для того, чтобы уточнить нюансы восприятия перехода и решения различного рода трудностей. Также видится необходимым анализировать результаты исследования в контексте региональных особенностей и мер, которые были предприняты местными органами власти по обеспечению наиболее успешного перехода на дистанционный режим работы школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×