ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕОМЕТРИИ

Автор: Александра Козякина

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕОМЕТРИИ

 

Аннотация. В статье автор рассматривает значимость геометрического материала на формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Ключевые слова: геометрический материал, познавательные универсальные учебные действия, младший школьник, методики, формы, приемы, ФГОС НОО.

 

Важнейшей задачей современного начального образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, является формирование ключевой компетенции «умение учиться». Она заключается в сформированности универсальных учебных действий. Их сформированность – залог активной познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального развития.

Введение стандартов второго поколения является фактором реализации нового подхода к современному образованию. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта.

В настоящее время обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционного обучения.

Согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

– рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;

– программу формирования УУД;

– рабочую программу воспитания.

В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне, так и на повышенном уровне.

В ФГОС представлены четыре вида УУД:

– личностные;

– познавательные;

– регулятивные;

– коммуникативные.

В начальной школе дети должны овладеть логическими приемами мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои высказывания, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами геометрических знаний и умений на уровне представлений наиболее характерно для детей младшего школьного возраста, так как их мышление опирается, в основном на образы. Главная задача обучения младших школьников геометрии – это подготовка для изучения базы геометрии в среднем и старшем звеньях школ. Детей надо познакомить не только с длиной, площадью, но и с объёмом, научить их практически пользоваться не только линейкой, но и циркулем для выполнения построений, так как построения являются важным средством развития мышления школьника [1].

Геометрия оказывает большое влияние на развитие у учащихся логических универсальных действий, так как само содержание геометрии не может быть освоено ребенком в полной мере до тех пор, пока он не овладел логическими приемами и операциями. Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своем роде уникально: ни один предмет учащиеся так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В то же время, ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту), как геометрию [2].

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по вопросам формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения геометрического материала показал, что данной проблеме уделяется недостаточно внимания, как младших со стороны теории вопроса, так и с методической стороны.

Термин «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться. Термин «универсальные учебные действия» в более узком значении можно определить как совокупность способов действия ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию данного процесса.

Проанализировав различные подходы к определению понятия «познавательные универсальные учебные действия» в данной работе будем придерживаться формулировки Н.А. Чулановой и Т.Н. Черняевой: «Познавательные УУД – это умственные действия, направленные на планирование, осуществление анализа своей познавательной деятельности и управление ею, на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [3]. Данное определение отражает все сущностные черты познавательных УУД в соответствии с ФГОС, учитывает основные виды деятельности обучающегося и обосновывает возможность формирования познавательных действий в процессе обучения математике.

Проанализировав действующие программы, были выделены задания, которые направлены на развитие пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами, были выделены задания, благодаря которым учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой.

Важным этапом является – этап обобщения и применения новых знаний на практике. Рассмотрим примеры заданий, которые можно использовать на уроках математики во 2 классе:

1. Прямоугольное зеркало разбилось, какой кусочек выпал?

Раскрась все треугольники на рисунке красным цветом.

2. Начерти треугольник, круг и прямоугольник так, чтобы треугольник был внутри прямоугольника, а круг – внутри треугольника. Внутри круга проведи радиус.

3.Закрась красным цветом кривые поверхности.

4. Обведи замкнутой линией все треугольники. Закрась зеленым цветом все круги.

На этапе анализа должна поощряться самостоятельность выполнения и аргументация своего ответа. Также можно добавить такие вопросы: С какой целью выполняли задание? Какие трудности встретились? Как справились с ними?

Учащиеся охотно включаются в работу при использовании разнообразных приемов работы:

– работа с моделями геометрических фигур, их рисунками;

– моделирование из бумаги и картона, пластилина, проволоки;

– чертежи геометрических фигур;

– работа по готовым чертежам [1].

Дети активно объясняют свои наблюдения, обосновывают свои действия, делают выводы, используя математические термины, развивают математическую речь. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, раскрывая геометрический материал учащимся, надо учитывать, что первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают ещё в дошкольных период. При обучении в школе необходимо опираться на имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать их представления, проводить различные методики с использованием наглядности, дифференцированные задания, стандартные задачи, создание проблемной ситуации, практические работы, измерительные работы, конструирование, использование занимательной материала для лучшего усвоения геометрического материала и только тогда они научаться решать геометрические задачи. Программы ФГОС второго поколения построены на основе деятельностной теории, и обучение по этим программам может внести существенный вклад в решение данной проблемы.

 

Список использованной литературы:

1.                 Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии [текст] / Р.С. Немов. – М.:Владос, 2003. – 688 с.

2.                 Филлипова С.А. Использование геометрического материала в начальной школе [текст] / С.А. Филлипова Начальная школа+до и после 2010. – №5. – С. 65-73.

3.                 Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6. – С. 179-186.

×
×