«Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста путём активизации речи и памяти средствами мнемотехники»

Автор: Шамсутдинова Татьяна Васильевна

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать работу воспитателя с современным ребёнком. В процессе работы с детьми передо мной стояла задача оптимизировать усвоение программного материала более интересным способом, что приводило бы к повышению качества работы.

В условиях реализации ФГОС ДО дошкольного образования актуальным становится изучение, и использование таких технологий, в рамках которых заложен опыт практической реализации для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Работая с детьми второй младшей группы, в октябре 2020 года  мною был проведен мониторинг для оценки начальных знаний детей. По результатам мониторинга было выявлено, что у детей слабо развита речь, а именно: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, памяти.Изучая современные технологии, я остановилась на мнемотехнике. Хочу представить свой опыт по использованию данной технологии в младшей и средней группе.

Мнемотехника(в переводе с греческого – «искусство запоминания») — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основная задача мнемотехники — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

·             Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.

·             Развивается речь, увеличивается словарный запас.

·             Представления об окружающем мире расширяются.

·             Формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект.

·             Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию, запоминает больше и быстрее, чем при механической «зубрёжке».

·             Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов превращается в увлекательную игру.

·             При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развить общительность.

·             Включаются в работу оба полушария головного мозга.

·             Раскрываются творческие способности детей.

Современная мнемотехника включает в себя большой набор универсальных и унифицированныхприемов, которые я использую в своей работе. Она помогает сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, дети занимаются с удовольствием и вместе с тем усваивают необходимую информацию.

Во второй младшей группе я использовала мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов.Например: последовательность мытья рук«Открыть кран, взять мыло, намылить руки, сполоснуть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем.Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

Также для детей 3–4 лет лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зеленая, колобок – желтый и т.д. Мнемотаблицы даются уже в готовом варианте, потому что в данном возрасте у детей недостаточно развиты технические навыки рисования.

С помощью мнемосхем,на занятиях по окружающему миру, я рассказываюмалышам о животных, насекомых, птицах. Детям очень нравятся загадки с помощью мнемотаблиц. На доске я располагаю несколько карточек, часть закрываю, дети должны догадаться, что на них изображено.Например: На картинке изображен заяц. Я закрываю следующую картинку и спрашиваю, где живет заяц? (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того, как дети отвечают на вопрос, картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, то я даю подсказку.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений, и в ходе индивидуальной работы с детьми, я активно использовала прием мнемотехники — «Интересная фигура». Я показывала детям мнемоквадрат с несложной фигурой, например квадрат или треугольник. Ребенок рассматривал изображение, после чего я переворачивала карточку и предлагала малышу выложить такую же фигуру по памяти из счетных палочек.

Использование мнемотехнологии также помогает мне в работе с родителями. При заучивании стихотворений к праздникам, я предлагаю родителям воспользоваться мнемокарточками для лучшего запоминания, оказываю консультации по работе с ними.

В конце учебного года я определяларезультат своей работы в ходе наблюдений, за общением детей в ходе самостоятельной деятельности на занятиях и в режимных моментах.Результат мониторинга показал, что используемый в течение года метод мнемотехники по развитию функциональной грамотности детей способствовал положительной динамике и заметно облегчил детям овладение связной речью. Повысился интерес детей к занятиям.Видны улучшения памяти детей, в течение года они научились быстро и легко разучивать небольшие стихотворения.

 

По результатам мониторинга на конец года показатели по речевому развитию значительно улучшились. Низкий уровень знаний показали всего 8детей (24%). Эти дети редко посещали детский сад, часто болели, поэтому немогли усвоить программный материал в полной мере. У остальных детей наблюдаются изменения в связной речи и памяти: они могут, при помощи мнемотаблиц, пересказать сказку, самостоятельно назвать её персонажей на графическом рисунке, умеют замещать образы геометрическими фигурами, узнают и называют название сказки, подбирают пару из изображенных на листе героев сказок, знают наизусть стихотворения.

Сейчас у меня средняя группа и я уже делаю изображения более сложными, например, состоящие из двух-трех геометрических фигур, к концу учебного года я планирую научитьдетей пересчитывать все элементы фигуры.

На занятиях по развитию речи я использую мнемодорожки для составления рассказов, пересказа сказок, разучивания чистоговорок, потешек, стихотворений. Дети быстро и легко запоминают четверостишия при помощи цветных картинок.

Во многих сказках, по сюжету, герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» я подобрала картинки с изображением всех главных персонажей.  Подготовленный «реквизит» я размещалаво второй младшей группе рядом и в процессе знакомства с произведением использовала для наглядности. Сейчас, в средней группе, для развития внимания воспитанников, я организовывала игру «День-ночь», с использованием технологии мнемотехники. Мнемокарточки с изученными изображениями сказокпомещаю перед ребенком, после произнесенного слова «Ночь» дошкольник закрывает глаза. В это время я меняю одну из карточек или убираю ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

На данный момент учу детей связно и последовательно излагать ход знакомых сказок, подбиратьзаместители по заданному признаку, строить модель сказки потексту изложения. Например, при пересказе сказки «Репка»я обозначаю каждого персонажа разными геометрическими фигурами, полосками разной длины или кружками разного цвета и объема. Сначала я сама пересказываю сказку, а затем дети, с помощью заместителей (геометрических фигур, полосок или кругов)пересказывают ее по частям.

Результатом своей работы по формированию функциональной грамотности детей дошкольного возраста путём активизации речи и памяти средствами мнемотехники, считаю положительную динамику данных мониторинга.

Благодаря мнемотехнике, дети проявляют желание общаться, рассказывать об увиденном,услышанном, сочинять сказки;расширился круг знаний об окружающем мире, развиваются творческиеспособности;активизируется словарный запас.

Проект решение:

Рекомендовать к использованию в работе воспитателям технологию мнемотехники.

×
×