Автор: Марина Федоровна Морозова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
«НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие
умения определять первый звук в слове. Различение твёрдых и мягких согласных
звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.
Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в шеренгу у доски. Затем
спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что в словах есть
первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак — звук м, в
слове лес, звук ль. Педагог раздаёт детям игрушки и предметы (кукла, машина,
мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие) и просит определить первые звуки
в их названиях.
«ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе
слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знаниео
том, что звукив слове произносятся в определенной последовательности; показать
им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)
Ход игры: Изучая звук [C], предложите детям определить место звука в
слове «весна», дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C] ».Дети
пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и
показывают на звуковой линейке место звука в слове.
«КАКОЙ ЗВУК ПРОПУЩЕН?»
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.
Совершенствование умения определять первый звук в слове.
Ход игры: педагог произносит несколько предложений (5-7), в каждом из
которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого
звука не хватает. Например: «На лугу растут …омашки» (ромашки); «В космос
полетел …осмонавт (космонавт); « Дети ели вкусное …ороженое (мороженое).
«ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»
Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью
слов (короткие, длинные), учить определять место звука в слове.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать
сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами.
Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют
протяженность слов.Воспитатель предлагает показать на «звуковых часах» слова, в
которых ударение падает на тот или иной слог.Воспитатель вращает стрелку, а дети
говорят на каком на мессе тот или иной звук (мягкий/твердый)
«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ МЯЧИКИ»
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие
представлений о твёрдых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать
слова на заданный звук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом
большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч,
произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что есть ещё маленький мяч, и его
надо «накачать» маленьким насосом (сь–сь–сь). Игра повторяется несколько раз.
Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», дети произносят: «С-с-с», а
когда он говорит «Маленький мяч», — ребята произносят: «Сь-сь-сь».
Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между
ними есть и отличие. Звук с звучит твёрдо — это «старший братец», а
звук сьпроизносится нежно, мягко, это – «младший братец». В качестве реальных
образов старшего и младшего братцев можно использовать фигурки человечков
синего «старший братец», и зелёного цвета «младший братец».
«НАЗОВИ СКОРЕЕ»
Цель: обогащение словаря, развитие фонематического слуха.
Ход игры: Игра с мячом. По заданию педагога дети называют слова на
определенный звук, с определенным количеством слогов и т.д.
«ДВА ДОМИКА»
Цель игры: учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные,
звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствовать автоматизации и
дифференциации звуков. Развивать фонематический слух.
Ход: Пособие состоит из двух домиков (красного и синего цвета) и дорожки
между ними. В красном домике «живут» гласные звуки и буквы, в синем –
согласные. Карточки с буквами или предметными картинками вставляются в
прозрачные кармашки – «окна». На дорожке буквы могут «встречаться» и
образовывать слоги и слова. Для «заселения» домиков можно использовать буквы,
предметные картинки. Знакомство с буквами, различение гласных и согласных.
Знакомим детей с новым звуком, определяем его характеристики, затем знакомим с
буквой, которая обозначает данный звук. Вставляем карточку с буквой в окошко
домика (гласную – в красный, согласную в синий домик ). На каждом следующем
занятии в домик поселяется новая буква и к концу учебного года все окошечки
окажутся заняты.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети хлопают в ладоши, если в данных словах слышат заданный
звук.
«В ГОСТЯХ У ЛОЛЫ И ЛИЛИ»
Цель: формировать навыки элементарного звукового анализа. Упражнять в
различении твердых и мягких согласных.
Ход игры: сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень
дружно. Посмотрите на них, как они похожи! Ребята, а чем они отличаются?
Отличаются цветом фартучков. И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую
Лиля. Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля? Как вы догадались?
Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л] Назовите первый звук в слове Лиля?
Звук [Ль]. Расскажите о звуках [Л], [Ль]. Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый.
Обозначаем синим цветом. Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем
зелёным цветом. Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с
картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях
которых есть мягкий звук [Ль]. Дети по очереди берут картинки-мячики,
проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.
«КРАСНЫЙ – БЕЛЫЙ»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова
и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход игры: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук
[с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф],
[ш], [щ’].
«ЗВУКОВАЯ ПИРАМИДА»
Цель: формировать умение детей определять количество звуков в словах.
Ход игры: педагог демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов,
выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для
вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и
2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой поясняет: «Эту пирамиду мы
будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими
названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из
четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с
названиями из пяти звуков».
Педагог вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания.
Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество
звуков.
Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд
(от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд».
Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место.
В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В
конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная
пирамида.