дидактические игры для подготовки к обучению грамоте

Автор: Марина Федоровна Морозова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

«НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»

Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие

умения определять первый звук в слове. Различение твёрдых и мягких согласных

звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.

Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в шеренгу у доски. Затем

спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что в словах есть

первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак — звук м, в

слове лес, звук ль. Педагог раздаёт детям игрушки и предметы (кукла, машина,

мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие) и просит определить первые звуки

в их названиях.

«ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе

слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знаниео

том, что звукив слове произносятся в определенной последовательности; показать

им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

Ход игры: Изучая звук [C], предложите детям определить место звука в

слове «весна», дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C] ».Дети

пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и

показывают на звуковой линейке место звука в слове.

«КАКОЙ ЗВУК ПРОПУЩЕН?»

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Совершенствование умения определять первый звук в слове.

Ход игры: педагог произносит несколько предложений (5-7), в каждом из

которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого

звука не хватает. Например: «На лугу растут …омашки» (ромашки); «В космос

полетел …осмонавт (космонавт); « Дети ели вкусное …ороженое (мороженое).

«ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью

слов (короткие, длинные), учить определять место звука в слове.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать

сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами.

Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют

протяженность слов.Воспитатель предлагает показать на «звуковых часах» слова, в

которых ударение падает на тот или иной слог.Воспитатель вращает стрелку, а дети

говорят на каком на мессе тот или иной звук (мягкий/твердый)

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ МЯЧИКИ»

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие

представлений о твёрдых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать

слова на заданный звук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом

большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч,

произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что есть ещё маленький мяч, и его

надо «накачать» маленьким насосом (сь–сь–сь). Игра повторяется несколько раз.

Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», дети произносят: «С-с-с», а

когда он говорит «Маленький мяч», — ребята произносят: «Сь-сь-сь».

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между

ними есть и отличие. Звук с звучит твёрдо — это «старший братец», а

звук сьпроизносится нежно, мягко, это – «младший братец». В качестве реальных

образов старшего и младшего братцев можно использовать фигурки человечков

синего «старший братец», и зелёного цвета «младший братец».

«НАЗОВИ СКОРЕЕ»

Цель: обогащение словаря, развитие фонематического слуха.

Ход игры: Игра с мячом. По заданию педагога дети называют слова на

определенный звук, с определенным количеством слогов и т.д.

«ДВА ДОМИКА»

Цель игры: учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные,

звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствовать автоматизации и

дифференциации звуков. Развивать фонематический слух.

Ход: Пособие состоит из двух домиков (красного и синего цвета) и дорожки

между ними. В красном домике «живут» гласные звуки и буквы, в синем –

согласные. Карточки с буквами или предметными картинками вставляются в

прозрачные кармашки – «окна». На дорожке буквы могут «встречаться» и

образовывать слоги и слова. Для «заселения» домиков можно использовать буквы,

предметные картинки. Знакомство с буквами, различение гласных и согласных.

Знакомим детей с новым звуком, определяем его характеристики, затем знакомим с

буквой, которая обозначает данный звук. Вставляем карточку с буквой в окошко

домика (гласную – в красный, согласную в синий домик ). На каждом следующем

занятии в домик поселяется новая буква и к концу учебного года все окошечки

окажутся заняты.

«КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети хлопают в ладоши, если в данных словах слышат заданный

звук.

«В ГОСТЯХ У ЛОЛЫ И ЛИЛИ»

Цель: формировать навыки элементарного звукового анализа. Упражнять в

различении твердых и мягких согласных.

Ход игры: сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень

дружно. Посмотрите на них, как они похожи! Ребята, а чем они отличаются?

Отличаются цветом фартучков. И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую

Лиля. Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля? Как вы догадались?

Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л] Назовите первый звук в слове Лиля?

Звук [Ль]. Расскажите о звуках [Л], [Ль]. Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Обозначаем синим цветом. Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем

зелёным цветом. Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с

картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях

которых есть мягкий звук [Ль]. Дети по очереди берут картинки-мячики,

проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.

«КРАСНЫЙ – БЕЛЫЙ»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова

и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход игры: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук

[с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф],

[ш], [щ’].

 

«ЗВУКОВАЯ ПИРАМИДА»

Цель: формировать умение детей определять количество звуков в словах.

Ход игры: педагог демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов,

выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для

вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и

2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой поясняет: «Эту пирамиду мы

будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими

названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из

четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с

названиями из пяти звуков».

Педагог вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания.

Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество

звуков.

Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд

(от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд».

Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место.

В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В

конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная

пирамида.

×
×