Автор: Лебедева Анетта Сергеевна, Никифорова Наталья Сергеевна, Лимаренко Ирина Сергеевна
Здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного дыхания у детей с ОВЗ.
В настоящее время все более востребованными в деятельности общеобразовательных учреждений становятся такие педагогические технологии, которые, помимо педагогического эффекта, предполагают охрану здоровья и безопасность учащихся. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения и учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1). Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход.
2). Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, является менее успешным.
3). Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4). Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, переход от совместных действий к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5). Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6). Принцип целостности и осмысленного содержания при освоении нового материала.
7). Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Учитель-логопед может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8). Рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей, коммуникативная адаптация.
Использование здоровьесберегающей технологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• Сохранять и укреплять здоровье детей как ведущий фактор, позволяющий полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка.
• Создавать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи, снимать напряжение, восстанавливать работоспособность.
• Улучшать концентрацию внимания, переключение с одного вида деятельности на другой.
• Знакомить детей с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.
В практической деятельности выделяются 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющая гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые тренинги, коммуникативные игры, массаж, самомассаж.
3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, логоритмика, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.
Следует остановиться на группе технологий, направленных на развитие и формирование правильного дыхания. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы, основа внешней речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Различают физиологическое (непроизвольное) и речевое (произвольное) дыхание. Физиологическое дыхание является жизненно важным и строится оно по схеме: вдох – выдох – пауза. Речевое дыхание используется при произношении и здесь отдельные элементы дыхания меняют свою последовательность: вдох – пауза – выдох. Такие несовершенства дыхания у детей, как поверхностное дыхание, неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияют на речь, а именно:
• она звучит монотонно, невыразительно,
• более громкая в начале фразы и постепенно затухающая по мере истощения запаса воздуха,
• иногда ребенок, израсходовав весь запас воздуха, в середине фразы начинает его добирать, нарушая плавность высказывания.
Учитывая тот факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя следующие направления.
1. «Постановка» правильного физиологического дыхания, а именно – диафрагмально-реберного типа дыхания.
2. Развитие умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание. 3. Выработка умения дышать носом.
4. Обучение разным приемам вдоха и выдоха: делать бесшумный вдох через нос, добор воздуха через рот, комбинированные носо-ротовые вдох и выдох, плавный длительный выдох через рот.
5. Воспитание навыка правильно дышать в процессе речи: рационально расходовать воздух в момент произнесения звуков, слогов, слов и фраз, правильно распределять паузы.