Здесь время замедляет свой полет

Автор: Елисеева Ольга Петровна

Здесь время замедляет свой полет

 

Немало знаменитых людей дала России земля первомайская, но более всего мы гордимся одним из них — штурманом военной авиации, генерал — майором Матвеем Петровичем Шелыгановым.

 

 

    Матвей Петрович родился 10 ноября 1907 года в деревне Конново Дивеевского района в многодетной крестьянской семье. Родителям приходилось много трудиться, чтобы содержать большую семью. 

 

Дети воспитывались в любви, взаимоуважении, помогали родителям по хозяйству. В 1916 году семья Шелыгановых перебралась в деревню Конновка Первомайского района, где и прошло детство и юность нашего героя — земляка. Матвей был вторым сыном в семье, рос подвижным, энергичным, настойчивым. Отличался смелостью, ловкостью, был прилежным, инициативным, трудолюбивым. Обладал хорошей памятью. Чувство юмора его никогда не покидало, помогало преодолевать трудности в жизни. По воспоминанию родителей, он был затейником игр, порой проказ и шалостей. Отец отмечал, что этот мальчик из всех детей был самым смышлёным.

В 1924 году он вступает в комсомол, принимает активное участие в ликвидации неграмотности, субботниках и воскресниках. Окончив школу второй ступени и стал работать электриком в электроцехе Первомайского завода.

Как-то летом, примерно в двух километрах от завода, приземлился аэроплан — агитсамолет из города Горького и летчики стали катать рабочих. Не отрываясь Матвей смотрел на красивую машину, пилотов в шлемах и крагах. Он «заболел» небом, и твердил — станет летчиком!

Юноша поступает в Кремлевскую военную школу, оканчивает ее, а также курсы воздушного флота и направляется служить в военно-воздушный флот

инструктором на Дальний Восток.

Зимой 1934 года нашу страну и весь мир всколыхнула гибель парохода «Челюскин», который был затерт во льдах Арктики. 13 разных экспедиций были отправлены Главным управлением Северного морского пути и его научным центром — Арктическим институтом в Ленинграде. Среди них был экипаж судна «Челюскин». Он должен был сменить зимовщиков острова Врангеля, расширить станцию, проверить, в каких пределах возможно плавание на север грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всем пути следования.

Этот корабль был построен по заказу Советского Союза в Дании специально для плавания на Севере. Он не был ледокольным, но при постройке учитывались условия нахождения во льдах. Однако форсировать тяжелые льды он не мог. «Челюскин» был хорошо экипирован, в команду вошли кроме моряков полярные работники, строители, технические специалисты, ученые, представители печати и искусства и др. Капитаном стал профессиональный участник разных морских походов В.И. Воронин, руководитель экспедиции — знаменитый ученый, отличный организатор, человек высоких моральных качеств О.Ю. Шмидт. Численность экипажа — более 100 человек, из них 10 женщин и один ребенок (еще одна девочка родилась уже в ходе плавания, 31 августа 1933 г. в Карском море, ее назвали Кариной).

«Челюскин» вышел из Мурманска 10 августа 1933 года. Море Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское прошли более-менее благополучно. Далее на пути — Чукотское море. Его лед оказался тяжелым, через какое-то время начался дрейф. В начале ноября пароход оказался в Беринговом проливе. Вскоре льды сковали корабль и в результате очередного их сжатия 13 февраля 1934 года судно было разрушено и в течении чуть более двух часов затонуло. Люди были выгружены на лед — 104 человека. Запас продовольствия, палатки, топливо и меховую одежду удалось спасти. Эвакуация членов экипажа прошла организованно, без паники и нарушения дисциплины.

На месте выгрузки был организован лагерь, руководителем которого стал О.Ю. Шмидт. Радиосвязь с большой землей была обеспечена на второй день создания лагеря. И вскоре благодаря ей было получено известие об образование правительственной комиссии под руководством В.В. Куйбышева, которая должна была организовать переброску челюскинцев на материк. Было принято решение вывозить их на самолетах.

  Был организован спасательный отряд Николая Петровича Каманина, в который вошли 15 человек: пять летчиков, один штурман, — Матвей Петрович Шелыганов, восемь техников, один корреспондент и было выделено пять самолетов — P-5.

 

Была поставлена задача как можно ближе подойти к Чукотке. Шелыганов написал в «Дневниках челюскинцев»: «Этот исключительный полет на север можно приравнять к боевым операциям. Значит, так и надо отнестись к нему».

Самолеты были доставлены во Владивосток на пароходе «Смоленск». 21 марта было решено лететь на Анадырь, а оттуда на мыс Ванкарем. Полет в целом оказался очень трудным — адский холод, болтанка, часто низкая облачность.

7 апреля вышли точно на лагерь Отто Шмидта. Каманин вспоминает: «Шелыганов со мной, значит лагерь найдем. В любых условиях, в любое время Шелыганов знал, над какой точкой земной поверхности находится самолет».

Часто происходили поломки самолетов, а ледяные аэродромы, сделанные руками челюскинцев, часто разрушалась из-за движения льдов и сложности погодных условий. Спасать полярников было трудно еще и потому, что радиосвязи с самолетами не было, информация о погоде отсутствовала, радионавигационные технические средства самолетовождения еще не использовались. Были доступны лишь компасная навигация (курс, скорость, время полета) и визуальная ориентированность (сличение карты с местностью). Такие полеты требовали виртуального мастерства и штурмана, и летчика.

К прибытию самолетов челюскинцы зажгли дымовой познавательный сигнал и восторженно встречали самолеты. Кстати, их выводил не только авиаотряд Каманина, но и другие выдающиеся летчики страны — А. Ляпидевский, М. Водопьянов, Н. Доронин, М. Слепнев. Все вместе они сделали, казалось, невозможное. Все 104 челюскинца были благополучно вывезены на Большую землю. Нельзя не сказать несколько слов о помощи местного населения Чукотки. Эти простые и добрые люди, узнав о гибели парохода, представили летчикам и челюскинцам кров, еду, упряжки собак и нарты для перевозки людей.

 

За проявленное мужество и героизм летчики-участники спасательной экспедиции получили звание Героев Советского Союза, штурман Шелыганов был награжден орденом Ленина.

 

Это очень значимое для всей страны событие оставило неизгладимый след в семье Шелыгановых и рассказ о нем передается из поколения в поколения.

Прошло уже много лет со дня его смерти, но Матвей Петрович и его подвиг не забыты. В городском округе город Первомайск в деревне Конновка, где прошло детство и юность, есть улица, названная его именем, сохранился дом, где жил выдающийся штурман.

 

×
×