«Воспитание профессиональной успешности средствами иностранного языка»

Автор: Елена Александровна Карнаухова

Тема статьи: «Воспитание профессиональной успешности средствами иностранного языка»

 

Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к общеобразовательным. Студенты всех специальностей изучают английский и немецкий языки на протяжении всего срока обучения в колледже. Со второго курса студенты обучаются английскому языку по учебнику «Проблемы бизнеса», который имеет четко выраженную экономическую направленность.

Сама тематика уроков позволяет раскрыть азы будущей работы в офисе компании, в магазине – на любом предприятии. Вот темы некоторых учебных занятий: «Работа и профессии», «Деловые контакты», «Информация о структуре компании», «Деловые визиты», «Ежедневные обязанности», «Экономика города», «Развитие карьеры», «История компании», «Руководства и правила», «Разговоры по телефону» и т.д.

Практически на каждом занятии, начиная с первого урока, студенты учатся быть не просто грамотными и знающими специалистами, но и успешными профессионалами. Например, в процессе работы над первой темой «Работа и профессии», студенты учатся представлять себя как служащего конкретной компании (* и это в начале обучения!), рассказывать где и кем они работают, что входит в круг их обязанностей. Здесь же они узнают, например, чем отличается рабочая визитка от представительской, что такое: идентификационные карточки, и какую информацию следует на них помещать. Этика делового общения проходит сквозной темой через весь курс обучения. В материале урока «Деловые визиты» дается информация о том, когда подают визитку, как представлять друг другу людей, когда следует пожимать руку.

Следующая тема «Деловые контакты» предполагает помимо прочего и объяснение разницы между логотипом компании (Икеа, Лонгмен, Шварцкопф и т.д.) и названием продукции (Диадемин, Тафт, Глисс Кур, Шаума, Фа) или символом (Хонда, Ниссан) и выполнение творческой работы.

Сама лексика учебника помогает лучше понять слова, давно и прочно вошедшие в наш обиход, экономические термины, заимствованные в английском и других языках, научиться грамотно и уместно употреблять их в речи. Практически в глоссарии каждого урока содержится подобная лексика. Вот лишь несколько примеров: manager, department, check, site, producer и т.д. Хотя приходится бороться с калькированием и засорением русского языка иностранными словами: boss, hospital, industry, personal assistant, designer, office, etc.

Практически каждое занятие направлено на воспитание деловой культуры через построение разговора в разных ситуациях. Это представляется интересным и полезным не только в качестве языковой практики, но и как примеры делового общения на русском языке. (* В качестве примера можно привести одно из упражнений. Если собеседник не понял какой – либо фрагмент информации или высказывания, необходимо не просто повторить, но и объяснить непонятный ему фрагмент; в ответ собеседник должен показать, что теперь ему понятна данная информация.)

Язык делового общения также очень важен для воспитания успешного специалиста. Практически в каждом уроке содержатся упражнения на уместность разговорной лексики в той или иной ситуации. Примером может послужить диалог между поставщиком из Италии и менеджером по продажам ирландской компании Китинз, где фразы «Доброе утро», «Дайте ваше пальто» или «Кофе будете?» требуется заменить на более уместные в данной ситуации «Здравствуйте» или «Не хотите ли кофе?» и т.д.

Не менее важно уметь правильно и с максимальной пользой организовать свое рабочее время, эффективно работать в течение всей рабочей недели. Чему и посвящен урок «Рабочая неделя», в котором на примерах служащих разных отделений компании ПБЭкс рассказывается о типичной рабочей неделе.

Умение грамотно оформлять деловую переписку также является одним из положительных качеств хорошего специалиста. Оформлению электронных писем с запросами и ответных писем посвящено учебное занятие «Краткая экономическая характеристика государства». Студентам приходится работать с письмами и далее в процессе обучения, что позволяет им укреплять полученные знания.

В современной действительности сам процесс получения рабочего места значительно усложнился. Новые правила приема на работу предполагают грамотное и качественно составленное резюме. Можно сказать: «Работа начинается с резюме». Преподаватели ДОУ и русского языка учат студентов составлять резюме, но в курсе «Проблемы бизнеса» сам процесс составления резюме органично подан в обобщающем уроке «Новая работа». Как театр начинается с вешалки, так и поиски работы начинаются с просмотра газет с объявлениями о вакансиях. На примере 4 компьютерных компаний рассказывается: чего ждет от новой работы претендент за рубежом, что его интересует, что он может предложить как будущий служащий, какими качествами должен он обладать. Все это должно быть отражено в резюме, которое учатся составлять студенты.

Вторая часть учебника носит не менее информативную и воспитывающую на позитивных примерах направленность. Вот лишь некоторые темы занятий: «Карьерный рост», «История компании», «Тенденции в развитии компании» и т.д. Само название обобщающего урока второго блока «Первоклассная компания» говорит об успешности в бизнесе и настраивает будущих специалистов на позитивное, успешное развитие карьеры.  Примеры таких компаний как Чупа – Чупс, Сааб Скания, Фолькс Ваген, Хюндай, Хонда, Экко или Икеа показывают, что профессиональная успешность зависит от трудолюбия, профессионализма, смелости в бизнесе и позитивного настроя специалиста. Чему пытаемся и мы научить наших студентов.

×
×