во внеклассной деятельности

Автор: Гончарова Инна Викторовна

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гончарова Инна Викторовна,

МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань»,

 учитель английского языка,

с. Пивань-1, Хабаровский край

В связи с современными потребностями общества в настоящее время происходит модернизация различных сфер деятельности, в том числе и образования. Новые ФГОС, национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрять новые технологии и методы обучения, изменить позицию педагога и обучающегося, повышать мотивацию школьников  к обучению.               

Формирование универсальных учебных действий является основной деятельностью образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти     знания     в  реальной     жизни,     иметь     сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни, учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни.

Одним из условий полноценной реализации процесса модернизации в Российском образовании становится изменение позиции обучающегося. Современный ученик с помощью учителя-модератора становится активным, целеустремленным самообучающимся субъектом образования. Старые методы обучения не могут обеспечить создания условий для социализации       личности, желания       школьника    постоянно развиваться        и самосовершенствоваться.

Новые образовательные технологии и методы позволяют педагогам изменить ситуацию в образовательном процессе и сделать ученика «центром» формирования и развития своих знаний в процессе деятельности.

Немецкие ученые провели исследования и доказали, что человек запоминает 10% прочитанной информации, 20% услышанной информации, 30% увиденной информации, 50—70% полученной при работе в группе,

80% при самостоятельной работе и формулировании проблемы, 90% в реальной деятельности, вырабатывая и принимая решения, формулируя выводы и прогнозы.

Значит, основной задачей педагога в современных условиях образования является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.

АМО   —     методы,    стимулирующие   познавательную деятельность обучающихся.  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. АМО позволяют решать различные образовательные и воспитательные задачи, которые необходимы для эффективности образовательного процесса и гарантированного достижения запланированных целей обучения, воспитания и развития.

АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательных процесс, раскрывают личностно- индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей  эффективностью усваивать  большой объем  материала, развивают коммуникативные качества личности, развивают универсальные учебные навыки, такие как работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду.

На каждом этапе образовательного мероприятия  можно использовать различные АМ. АМ начала образовательного мероприятия: «Приветствие», «Встреча», «Найди похожих», «Автограф», «Турпоход», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Так, для начала мероприятия можно использовать такой метод, как «Летающие поговорки». Для деления на команды, учащимся выдаются карточки с поговорками. Одним — начало поговорки, другим — окончание. Учащиеся должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка.

ALL ROADS …..

 

…в чужой монастырь не ходят.

When in Rome,

…..ВЕДУТ В РИМ

EAST OR WEST…

…. А ДОМА ЛУЧШЕ!

Со свои уставом,

…HOME IS BEST

В ГОСТЯХ ХОРОШО,….

…do as Romans do.

ВСЕ ДОРОГИ

…. LEADS TO ROME

На этапе выяснения целей и ожиданий возможно использование таких методов, как «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Хранилище забот», «Вырасти цветок», «Магический круг».

Например, АМ «Дерево ожиданий» позволяет учащимся самим сформулировать цели и задачи урока или внеклассного мероприятия.

Видеоряд дает учащимся представление о дальнейшей теме мероприятия.

Так, увидев следующий видеоряд, учащиеся на вопрос учителя «О чем мы планируем поговорить сегодня?» отвечают…..

Для представления нового материала можно использовать такие АМ как «Инфо—угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые                           

позволят вам сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Так «Инфо—угадайка» позволяет развивать мышление и формировать и активизировать лексические навыки.

 

 

 

 

Учащиеся предлагают различные варианты лексических единиц на английском и русском языках при виде данных картинок, но, как показывает практика, с трудом смогут забыть лексические единицы, которые были введены при помощи «Инфо—угадайки«.

 

 

 

 

a spoon                                 scissors                                             a fork

При   организации  самостоятельной   работы   над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!     

 Такие АМ, как «Ульи»,  «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»,  «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня», «Автобусная остановка», «Ярмарка» помогут как на внеклассном мероприятии, так и на уроке.

АМ «Светофор» удобно использовать для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки, выбирая правильные грамматические формы.

АМ «Станьте любознательными»  можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: «Я прочитал...«,  «Я знал…», «Я узнал…».

АМ «Рынок мнений» необходим для работы с диалогическими и монологическими высказываниями.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия-1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Кидаем мячик», «Давайте споем!», «Земля, воздух, огонь и вода» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Для подведения итогов удобно пользоваться АМ «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают:        «Хорошо…», «Интересно…», «Мешало…«, «Возьму   с собой с данного мероприятия...«, или «Ваш новый компьютер», где всем участникам образовательного мероприятия выдаются по четыре клеящихся бумажки разных цветов и они пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор – что нового увидел, на клавиатуру – чему научился, на процессор – что понял, на мышку – что почувствовал.

На внеклассном мероприятии можно расслабиться, посадив изящную клумбу, и подвести итоги, посадив и вырастив «Древо познания».

 

 

 

 

 

 

Как показывает практика, особо ярко запоминается то, что является нестандартным! АМ позволяют разбавить скучные и привычные уроки и классные часы и сделать их интересными и более познавательными.

В    школе мы можем   объединить    игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

АМ и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Пособие по активным методам обучения взрослых в музее. «Веселый музобраз«. Санкт- Петербург, 2010

2. Копилочка активных методов обучения. Интерактивный материал. Международный Институт ЭкоПро.

3. А. Васильева, Применение методов активного обучения в учебном процессе, http://vasilievaa.narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm

4. Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. «Технология АМО«, http://www.moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/

5. Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения»,

http://www.moi—universitet.ru/list/e-courses/list_amo

6. Картинки: http://images.yandex.ru/

×
×