Урок русского языка. 4 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Автор: Ольга Геннадьевна Шабазова

Урок русского языка. 4 класс.

Правописание безударных окончаний

имён существительных во всех падежах

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

Предметные результаты:

1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять падеж имён существительных.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

— самостоятельно определять учебную задачу

— планировать свою деятельность по решению учебной задачи

— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

— ученики понимают, что такое  падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;

— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

— осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

— уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном  диалоге.

 

Ход урока.

1.    Орг. момент.    Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.

Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения, 3 склонения.

2.    Актуализация знаний.

Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед йыджак( Слайд 1)

-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение?

 (чтение справа налево).

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)

-Как понимаете? Запишите пословицу. Выполните синтаксический разбор. Назовите словосочетания.

-Написание окончаний каких существительных  могут вызвать затруднения?

Почему гласные вызывают сомнения?( они без ударения)

Сформулируйте тему урока. (слайд№3)

Чему будем учиться?

 3  Проверка домашнего задания.

Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.

Дети объясняют следующие фразеологизмы:

·        Сердце кровью обливается – жалко.

·        Положа руку на сердце – откровенно, честно.

·        Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.

·        Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.

·        Как маслом по сердцу – приятно.

·        Поздравить от всего сердца – искренне.

·        Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.

·        С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.

·        От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.

·        Сердце упало – страшно.

 Взаимопроверка. Как определяли падеж?

Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?

Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

4.Актуализация знаний  

 Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.

                                                   СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

-Что такое существительное?

(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)

– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

 

5.Работа со словарными словами. (картинный словарь) Разделитесь на три группы, запишите слова, относящиеся к своему склонению

 

— Проверьте написание слов. 1. Береза. корова. осина, неделя, одежда. 2. Мороз, месяц, календарь, медведь.3.Морковь, тетрадь, лошадь.

– Что вы знаете об именах существительных? (изменяются по числам и по падежам).

– Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.

– На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).

– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п, П.п)

 

1скл

2 скл

3 скл

Р.п,

 

Д.п

 

П.п

 

6.. Разноуровневые задания.

      1.Уровень. Определи безударное падежное окончание, используя таблицу.

Без вьюг .     ,   до дерев .     ,   от метел , по речк .   , при дом.  , с пол.  ,   для ел .., от мороз .   , о мыш.  , для кормушк .     ,  до ноч .  , в неб.    ,

     2..Уровень.  Составьте и запишите словосочетание с именами существительными в Т.п.

1 вариант

Любоваться (столица), заросло (камыш), запечатать (сургуч), склониться (чертеж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следить (птица), гордиться (удалец), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ).

.

– Какой существует ещё способ проверки безударных падежных окончаний имен существительных? (Слова – «Ключи» :1скл. –лиса, 2 скл. – петух 3 скл. -любовь)

8.Физминутка.  “Море волнуется раз”.

– Называю слова трёх склонений. Первый ряд показывает движение, если слово относится к 1 скл , второй ряд 2-го скл, а третий ряд -3-го скл.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

 

4) Хорошо поработали. Вспомните и запишите пословицы о дружбе и труде.

Друзья(И п) познаются в беде(П п)

Дело(И п ) мастера (Р п) боится.

Труд(И п) кормит,а лень(И п) портит.

Без труда(Р п) не вытащишь и рыбку(В п) из пруда(Р п).

Делу(Д п) время(И п )-потехе(Д п) час(И п).

 

10.Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа

          

          

          

          

          

          

Номер задания

1

2

3

4

5

6

1.    Какое существительное отличается от других склонением?
1) лось
2) лошадь
3) конь
4) медведь

2.    У какого существительного окончание не такое, как у других?
1) к тетрадк.
2) о сирен.
3) в альбом.
4) на страниц.

3.    Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
1) держать на ладон.
2) жители деревн.
3) остановиться в город.
4) гостить в деревн.

4.    В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
1) на столе
2) на стене
3) на слоне
4) на дереве

5.    Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
1) Р.п.- кого? чего?
2) П.п. – о ком? о чём?
3) Д.п. – кем? чем?
4) В.п. – кого? что?

6.    В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
1) 1 и 2 склонения
2) только 1 склонения
3) только 2 склонения
4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:

Номер ответа

    2    

    2    

    4    

    4    

    3    

    1    

Номер задания

1

2

3

4

5

6

 

Итог урока. Рефлексия. Кому стало легче определять безударные окончания имён сущ.?  Как оцениваете свою работу? 

Дз. Выберите по силам задание и выпоните

1.Орфо-прибаутки. Вставьте пропущенные буквы.
1. В каждом дел_ у Емел_
Столько лишней канител_,
Что не хватит и недел_,
Чтоб управиться Емел_.
2. На рубашк_ у Аркашк_
Паучок сидит в кармашк_,
И на нос к Алешк_, Машк_ _
Тоже село по букашк_.
3. В телег_ на сен_
Мы ехали к Сен_.
У Сен_ в артел_
Все лошади в тел_,
Живут как в отел .

2.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных.

Зимний жаворонок.

  Медленно ползёт по улиц _ рассвет4.В воздух_ раздаётся пересвист2 птиц_.4 Это проснулся и бежит к дорог_3  хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улиц _ , на окраин_ города. Весь день жаворонок в поисках пищ __ . Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножк__ . Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он  лежит в ямк__3 на белой скатерт___ снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья. Охотнику редко удаётся подойти к птиц_ .

 

 

 

 

×
×