Автор: Юсупова Эльмира Хашимовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования»
г.Тарко-Сале Пуровский район
Принято на заседании методического объединения Протокол № ___ от ______________2020г. Руков. МО____________
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ШИСОО» _________/__________________/ Ф.И.О. от «___ » ____________2022г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «ШИСОО» ____________П.Ю.Грабельников _________ /_______________/ Приказ № от «___ »___________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических занятий для учащихся 2 классов
на 2022-2023 учебный год, срок реализации – 1 год
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Юсупова Эльмира Хашимовна
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № ___
от «___» _________2022г.
г. Тарко-Сале
2022
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся школ за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
— нарушение звукопроизношения;
— недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
— аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
— нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
— выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Цели и задачи программы.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
-Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
-Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
-Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
-Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
— упражнения для развития артикуляционной моторики;
— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
— дыхательная гимнастика;
— коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
— работа со словами, звукослоговой анализ слов;
— работа над предложением, текстом;
— обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание изучаемого курса
2 класс (34ч)
Первичная диагностика
Звуковой анализ
Дифференциация звонких и глухих согласных
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Дифференциация сонорных согласных
Дифференциация свистящих и шипящих согласных
Дифференциация согласных
Слоговая структура слова
Слова, обозначающие предметы
Слова, обозначающие действие и признаки предмета
Работа с предлогами
Итоговая диагностика
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы логопедического занятия |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Обследование |
|
|||
1 |
Обследование речи. |
Провести первичную диагностику.
|
1 |
05.10 |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных |
|
|
||
2
|
Дифференциация звуков [Б] – [П] |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
12.10
|
3 |
Дифференциация звуков [ В] – [Ф] |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
19.10 |
4 |
Дифференциация звуков [ Г] – [К] |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
26.10
|
5 |
Дифференциация звуков [Д] – [ Т ] |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
02.11 |
6 |
Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
09.11
|
7 |
Дифференциация звуков [ З] – [ С] |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
16.11 |
8 |
Закрепление |
Закрепление знаний по темам раздела |
1 |
23.11 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными |
||||
9 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы
|
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
30.11 |
10 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
07.12 |
11 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
14.12 |
12 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
21.12 |
13 |
Дифференциация звуков [С ]– [Ц] |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
28.12 |
14 |
Дифференциация звуков [ Ч] – [Ц] |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
11.01 |
15 |
Дифференциация звуков [ Ч] – [ Щ] |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
18.01 |
15 |
Дифференциация звуков [ Ш] – [ Щ] |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
25.01 |
17 |
Дифференциация звуков [ И] – [Й] изолированно и в словах. |
Показать различие в образовании данных звуков. |
1 |
01.02 |
Слоговая структура слова |
|
|
||
18
|
Анализ одно-двусложных слов. |
Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. |
1
|
08.02 |
19 |
Анализ трёхсложных слов. |
Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. |
1 |
15.02 |
20 |
Определение ударного слога в словах.
|
Учить определять ударный слог. |
1 |
22.02 |
Слова, обозначающие предметы, его действия и признаки |
|
|
||
21 |
Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов. Различение профессии людей по их действиям. |
Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», Учить образовывать множественное число глаголов. Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. |
1
|
01.03 |
22 |
Упражнение в подборе слов, обозначающих признак предмета |
Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. |
1 |
09.03 |
Работа с предлогами |
|
|
||
23 |
Дифференциация предлогов с – из |
Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
|
24 |
Дифференциация предлогов от-к |
Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
|
25 |
Дифференциация предлогов под – над |
Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
|
26 |
Диктант по теме «Предлоги» |
Проверить знания по теме |
1 |
|
27 |
Итоговая диагностика |
Итоговая диагностика |
1 |
|
Литература
1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 2010 г.
2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: 2011г.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2010. — С. 18-46, 74-97, 105-169.
4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.-С. 80-256.
5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
6. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 2011.
7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 2011.-С. 15