Рабочая программа учителя-логопеда с детьми билингвами

Автор: Юсупова Эльмира Хашимовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования»

г.Тарко-Сале Пуровский район

 

Принято на заседании

методического объединения

Протокол № ___

от ______________2020г.

Руков. МО____________

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «ШИСОО»

_________/__________________/

Ф.И.О.

от «___ » ____________2022г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ШИСОО»

____________П.Ю.Грабельников

_________ /_______________/

Приказ №

от «___ »___________ 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедических занятий для учащихся 2 классов

на 2022-2023 учебный год, срок реализации – 1 год

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Юсупова Эльмира Хашимовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено

 на педагогическом совете

протокол № ___

от «___» _________2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тарко-Сале

2022

 

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся школ за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

— нарушение звукопроизношения;

— недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

— аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

— нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

— выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

-Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

-Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

-Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

-Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

— упражнения для развития артикуляционной моторики;

— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

— дыхательная гимнастика;

— коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

— работа со словами, звукослоговой анализ слов;

— работа над предложением, текстом;

— обогащение и активизация словарного запаса.

Содержание изучаемого курса

2 класс (34ч)

Первичная диагностика

Звуковой анализ

Дифференциация звонких и глухих согласных

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Дифференциация сонорных согласных

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

Дифференциация согласных

Слоговая структура слова

Слова, обозначающие предметы

Слова, обозначающие действие и признаки предмета

Работа с предлогами

Итоговая диагностика

Календарно-тематическое планирование

 

Название раздела,

темы логопедического занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Обследование

 

 

1

Обследование речи.

Провести первичную диагностику.

 

 

1

05.10

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

 

 

2

 

Дифференциация звуков 

[Б] – [П]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

12.10

 

3

Дифференциация звуков

 [ В] – [Ф]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

19.10

4

Дифференциация звуков

[ Г] – [К]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

26.10

 

5

Дифференциация звуков

 [Д] – [ Т ]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

02.11

6

Дифференциация звуков

[Ж] – [Ш]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

09.11

 

7

Дифференциация звуков

[ З] – [ С]

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

16.11

8

Закрепление

Закрепление знаний по темам раздела

1

23.11

        Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

9

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы

 

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

30.11

10

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я 

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

07.12

11

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

14.12

12

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

21.12

13

Дифференциация звуков

 [С ]– [Ц]

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

28.12

14

Дифференциация  звуков

[ Ч] – [Ц] 

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

11.01

15

Дифференциация звуков

[ Ч] – [ Щ] 

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

18.01

15

Дифференциация звуков

[ Ш] – [ Щ] 

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

25.01

17

Дифференциация звуков

[ И] – [Й] изолированно и в словах.

Показать различие в образовании данных звуков.

1

01.02

Слоговая структура слова

 

 

18

 

 Анализ одно-двусложных слов.

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

 

08.02

19

Анализ трёхсложных слов.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

15.02

20

Определение ударного слога в словах.

 

Учить определять ударный слог.

1

22.02

Слова, обозначающие предметы, его действия и признаки

 

 

21

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов.

Различение профессии людей по их действиям.

Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?»,

Учить образовывать множественное число глаголов.

Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют.

1

 

 

01.03

22

Упражнение в подборе слов, обозначающих признак предмета

Учить подбирать слова – действия к словам – предметам.

1

09.03

Работа с предлогами

 

 

23

Дифференциация предлогов с – из

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

 

24

Дифференциация предлогов  от-к

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

 

25

Дифференциация предлогов под – над

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

 

26

Диктант по теме «Предлоги»

Проверить знания по теме

1

 

27

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

1

 

 

                                                       Литература

 

1.      Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 2010 г.

2.      Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: 2011г.

3.      Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2010. — С. 18-46, 74-97, 105-169.

4.      Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.-С. 80-256.

5.      Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.

6.      Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 2011.

7.      Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 2011.-С. 15

 

 

 

 

 

×
×