Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения

Автор: Чипышева Людмила Викторовна

Профильное обучение является еще одним средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более плотно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Обучение в таких классах должно быть направлено на обеспечение ориентации образовательной программы на конкретные области знания и/или виды деятельности, определяющей ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности и требования к результатам освоения образовательной программы повышенного уровня.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют образовательные программы, основываясь на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивая углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. Определяя цели и задачи образовательной организации по индивидуализации обучения, стоит акцентировать внимание на такой организации учебного процесса, при которой индивидуальный подход к обучению в отношении конкретных детей становится приоритетным. И здесь речь может идти как об обучающихся по индивидуальным учебным планам, так и о развитии способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах.

С учетом возможностей и потребностей обучающихся общеобразовательные программы могут реализовываться по индивидуальному учебному плану, который разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Обучение по такому плану организуется для обучающихся с высокой степенью успешности в освоении программ, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья либо по иным основаниям. Таким образом, индивидуальный учебный план должен обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

С учетом требований ФГОС среднего общего образования образовательная организация может поставить пред собой решение следующих задач перехода на профильное обучение:

   обеспечить углубленное изучение учебных предметов в соответствии с профилем обучения;

    создать условия для реализации индивидуальных учебных планов;

   обеспечить преемственность между общим и профессиональным обра­зованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению основных профессиональных образовательных программ.

Индикативными показателями можно обозначить:

       доля обучающихся профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов;

       доля обучающихся профильных классов/классов с углубленным изучением отдельных предметов, набравших на ЕГЭ высокие баллы по профильным предметам;

       доля обучающихся профильных классов/классов с углубленным изучением отдельных предметов, участвующих во ВсОШ по профильным предметам; доля из них, ставших призерами/победителями различных этапов ВсОШ;

       доля обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах, участвующих в мероприятиях, направленных на развитие способностей и талантов;

       доля обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах, поступивших в ОО ВО по профилю обучения.

При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновле­нию содержания образования и его обеспечения (учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, переподготовка кадров).

Спланировать такую работу позволит проведение внутришкольного мониторинга условий, необходимых для реализации профильного обучения.

Следующим этапом может стать составление дорожной карты организации профильного обучения в образовательной организации, в которой необходимо отразить:

– меры по формированию профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов;

– меры по повышению качества подготовки обучающихся в профильных классах и классах с углубленным изучением отдельных предметов;

– корректировка рабочих программ;

– корректировка условий приема обучающихся в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов.

×
×