«Исследование своего края – главная задача наших исследователей!»

Автор: Саркулова Галиябану Ислямовна

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение  Саратовской области

«Александрово – Гайский политехнический лицей»

 

 

 

 

«Практикоориентированность в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла – химии, биологии, естествознания»

 

 

 

 

Направление: базы для проведения практических занятий и привлечение к проведению занятий одаренных и талантливых студентов из числа обучающихся профессиональной организации среднего профессионального образования (из личного опыта работы преподавателей химии и биологии).

 

 

Тема: «Исследование своего края – главная задача наших исследователей!»

 

 

 

 

Выполнила: Саркулова Галиябану Ислямовна

преподаватель химии и биологии

высшей квалификационной категории

                         ГБПОУ СО «Александрово-Гайский

                               политехнический лицей»

 

 

 

 

 

 

с. Александров Гай

2022

 

 

 

 

 Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов

 Аннотация: В данной статье рассматривается проблема представления результатов научно-исследовательской работы студентов профессиональныхобразовательных учреждений

 

 

Формы и методы работы с одаренными обучающимися.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности  человека, но и его умения, способности нестандартного мышления и поведения. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности, Очень многое зависит и от семьи, и от образовательного учреждения.

Наша задача – поддержать  ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

В нашем современном мире – в мире технологий самыми востребованными являются  специальности технической направленности. А чтобы стать  высококлассным специалистом, необходимо приложить свои усилия в изучении таких предметов, как химия, физика и математика.

Практически все технические профессии, как «Сварщик», «Электромонтер» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой   знакомятся  еще в школьные годы на уроках «Химии».

Профессия  «Повар, кондитер», также  тесно связана с химией. С помощью химии  и зная некоторые факты можно понять, почему повара готовят не всегда вкусно. Даже самые лучшие рецепты могут быть приготовлены неправильно. Знание химии может помочь поварам в приготовлении их шедевров. При приготовлении пищи происходит ряд химических реакций, о которых повару необходимо знать, для получения качественных блюд. 

         Общество давно отнесло химию к категории  сложных дисциплин. Перед педагогом ставиться задача – как пробудить интерес к предмету, не отпугнуть  сложностью.

Любой учитель будет только тогда удовлетворен своей работой, когда он увидит превосходство над собой своих учеников. Чтобы состоялось это будущее, я считаю, что необходимо закладывать фундамент как можно раньше. Поэтому основным стержнем моей педагогической системы является следующее: исследовательская  работа, метод проектов, олимпиады.  

Считая, что исследовательская деятельность – одна из важных стратегий обучения одаренных детей, я пришла к выводу, что этот вид обучения самый эффективный в раскрытии и развитии одаренности. Исследовательская работа с обучающимися, организуемая во время урока или во внеурочное время, стала основой в моей педагогической деятельности.

   Организация обучения химии в системе СПО имеет свои особенности.  В процессе обучения химии в учреждениях СПО (особенно на непрофильных специальностях)  очень часто возникают различные проблемы, а чаще всего, низкий  уровень подготовки обучающихся, который объясняется тем, что они приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам.

Подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы.

Проблемы недостаточного количества лабораторных занятий (практикумов),  не позволяет преподавателю в полном объеме продемонстрировать студентам свойства, способы получения и применение веществ, дать им  возможность поработать с лабораторным оборудованием.

Жизнь в современных условиях подразумевает наличие определенного багажа химических знаний и навыков обращения с  химическими веществами. Современный педагог сможет привлечь внимание к своему предмету,  если обучающемуся будет интересно на уроке, и он сможет получить ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Сегодня студентам  не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому  одной из основополагающих целей урока должен быть ответ на вопросы: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?». «Потребуются ли знания химии в моей будущей профессии?»

         Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитие областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать обучающихся  практической химией.  На учебных проектах я учу  проектировать свою будущую жизнь,   формируется творческое мышление учащихся,  развивается способность находить нестандартные решения проблемных  вопросов,  ребята учатся   работать с информацией.

           Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и  трудоёмкий.   Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников. Я пользуюсь в своей практике пятью основными видами  творческих работ студентов, которыми являются:

Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе  нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные – творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы.

Экспериментальные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность – отсутствие количественной методики исследования.

Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские, творческие – работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный  материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Моя деятельности как преподавателя, работающего в режиме исследовательского обучения, особую значимость приобретает разработка тем для исследования по предмету, а соответственно с этим – работа с литературой, поиск новинок, изучение серьезных научных публикаций и др.

Исследование окружающей среды своей местности. Например, какую воду мы пьем, какая у нас почва, как улучшить плодородие почвы,  какие растения растут, какие растения можно использовать в пище…?

При организации исследовательской деятельности необходимо продумывать формы реализации творческих работ обучающихся: выступления на уроке, конференции, конкурсе и т.д.

Исследование своего края – главная задача наших исследователей. Исследовательская деятельность играет огромную воспитывающую роль. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление, и выводы, которые делают обучающиеся. Исследовательская работа воспитывает и развивает самостоятельность обучающихся в проявлении себя, ведь в процессе совместной деятельности они учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением руководителя или товарища.

Все работы защищаются вначале в лицее, затем, в региональных конкурсах, НПК, конкурсах презентаций творческих работ.

Заключение

Наша задача – поддержать  ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на ранней стадии обучения. Уже в начальном этапе обучения в лицее  можно встретить таких студентов, которых не удовлетворяет работа с  учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари  и специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний в Интернет-ресурсах.

Работа педагога с такими детьми – это  сложный и никогда не прекращающийся процесс.

         Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызвал глубокий интерес у обучающихся, чтобы они умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

         Таким образом, результаты моего педагогического эксперимента показывает, что исследовательская работа по химии и биологии, экологии выступает как эффективное средство формирования учебно-познавательной компетенции.  Научно-исследовательская деятельность является: мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования, одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

         Персонифицированный подход  и  популяризация научных знаний в научно-исследовательской деятельности среди обучающихся, становится основным трендом развития    образования в нашем лицее.

 

Список использованной литературы

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart/edu.ru

2.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия”, 2001. – 272 с.

3.      3. Образовательные сайты и порталы: www.1september.ru — сайт «Издательский дом «Первое сентября»»; http://school-collection.edu.ru — «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»; www.openclass.

×
×