Современные информационные методы контроля по предмету физическая культура

Автор: Зубков Александр Иванович

Современные информационные методы контроля по предмету физическая культура

В настоящее время общество придумывает все новые и новые технологии. Эти новшества коснулись реформы образования. В вузах преподаватели и студенты уже не представляют систему образования без информационных методов педагогического контроля, а также самоконтроля, заранее расписывают всю программу, а студенты тем временем знают, что их ждет, куда обратиться за информацией и т.п.
Информационные методы контроля необходимы для обозначения внешних процессов и определения оценки качества обучения. Эти процессы нужны для достижения необходимого уровня знаний, а также для достижения результатов в ходе процесса обучения студентов. И.П. Подласый, доктор педагогических наук, подчеркивает, что на сегодняшний день педагогическая теория еще не предлагает единого определения для таких понятий, как «оценка», «контроль», «проверка» знаний. Основным понятием для этих терминов ученый приводит понятие «контроль», которое, в свою очередь, кроме проверки содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки). Основой для оценивания успеваемости студентов являются результаты предполагаемого контроля [1].
Если выделять критерии оценки качества знаний в педагогике, то можно рассматривать следующее:
Полнота изложения(определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой);
Глубина изложения (характеризует число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися);
Оперативность мышления (предусматривает готовность и умения ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях);
Гибкость (быстрота нахождения способов применения знаний в различных ситуациях);
Осознанность того, что делаешь[1].
Согласно ФГОС 3 поколения предмет ФК подразделяют на два. Первый ФК в виде лекций и методико-практических занятий. Второй — в виде практических занятий.
Контроль обучения в виде лекций проходит в периоде всего обучения студентов в высшем учебном заведении и должен обеспечивать целостность структуры знания, способствовать формированию мотивации к обучению, а также помогать отслеживать индивидуальные достижения каждого студента.
Повышение уровня качества физического воспитания требует создания новых средств обучения на основе употребления современных информационных технологий. В последние годы появляется высокий интерес к разработке и использованию компьютерных новинок в учебном процессе, вопросы их разработки и распространенияна данном этапе являются проблематичными. Это обусловлено,во-первых, состоянием развития информационных, а также коммуникационных технологий, во-вторых, с приведением системы образования, в том числе и в области физической культуры, в соответствие с потребностями времени и научно-технического прогресса.
Но, несмотря на это, информационные технологии в области спорта вызывают неотъемлемый интерес у ряда специалистов. Это, в первую очередь, обусловлено надобностью перехода от традиционных форм подготовки, направленных на накопление специальных знаний, умений илинавыков, к использованию современных информационных технологий, которые позволяют значительно быстреевыполнять сбор, обработку и передачу информации по каналам.
Если же говорить про физическое воспитание и спорт, то здесь только еще начинают выделяться основные направления введения современных информационных технологий в учебный процесс.
Учеными выделены основные методы употребления современных информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателей по физическому воспитанию в вузах. Совсем недавно информационные технологии стали применять для проведения соревнований. Большего результата от применения программных новшеств учебного назначения в реальном учебном процессе можно достичь при помощи обеспечения комплексности использования различных средств информационных технологий.
Многофункциональность можно получить благодаря комбинации в одном программном средстве. Такое программное средство должно предоставлять учебную информацию, а также какие-либо тестовые программы для оценивания знания, умения и навыков студента. К примеру, можно сказать о рейтингово-бальной системе, которая на современном этапе применяется практически во всех вузах. Суть этой системы состоит в том, чтобы определить успешность и качество освоения дисциплины через конкретные показатели. Рейтинг представляет собой числовую величину, выражаемую в многобалльной системе. У каждой группы студентов на сайте ВУЗа есть своя страница, где каждый учащийся может найти себя в рейтинге по успеваемости. Например, кто-то освобожден от занятий по физическому воспитанию, а кто-то ходит на дисциплину и выполняет все нормативы к сроку, следовательно второй студент будет находиться в этой системе на планку выше.
Программные обеспечения учебного назначения, которые полностью соответствуют приведенным выше требованиям, можно назвать многофункциональными учебно-информационными средствами. Такие средства можно будет употреблять в различных видах учебной и, собственно, спортивной деятельности при проведении занятий различного рода направленности.
На современном этапе в учебном процессе по физическому воспитанию уже употребляются компьютерные системы, которые позволяют получить высокий результатв процессе обучения студентов высших учебных заведений с помощью использования средств современных информационных технологий. Учеными создаются электронные учебные материалы по необходимым в вузах дисциплинам, которые способны повысить познавательную активность студентов. Также разработаны и употребляются в учебном процессе компьютерные программы самоконтроля для студентов. Это позволяет прослеживать контроль самостоятельной учебной деятельности на занятиях по физическому воспитанию. Также стоит упомянуть о том, что в конце семестра учащиеся проходят электронное тестирование по теории (лекциям, которые они прослушали). Тесты можно проходить вне зависимости о того, в каком городе ты находишься. Хотя на практике были случаи, что преподаватели просили студентов показать билет, как доказательство того, что тест был выполнен самостоятельно.
Контроль в виде практических занятий (прикладная физическая культура) уже проходит иначе. Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом.
Дневник самоконтроля: – помогает занимающимся лучше познавать самих себя; – приучает следить за собственным здоровьем; – позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания; – определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил; – какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность. Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подобными и состоять из 15–20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5–8 показателей. Это показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий.

Список использованной литературы:
Курицына, Г. В. Формы и методы контроля качества дистанционного обучения студентов вуза / Г. В. Курицына. // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8. – С. 17-21.
Особенности содержания информационных технологий в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2784, свободный. – Загл. с экрана.
В.А., Журавлев. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте / Журавлев В.А. и др. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. – 144 c.
Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов, И.В.Кулишенко,Е.В.Крякина]; под ред. Ю.Д.Железняка. — 4-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 272 с.
Дневник самоконтроля. – (электронный ресурс): http://testent.ru

×
×