Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе дошкольников

Автор: Лукашова Татьяна Александровна

Лукашова Татьяна Александровна

Руководитель МО, воспитатель

МБОУ «Гимназия № 1»,

 г. Кемерово

Проектно-исследовательская деятельность

в образовательном процессе дошкольников.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектно-исследовательская деятельность, как одна из современных технологий образовательного процесса.

По методу проектов дошкольники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Данный метод полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений, применением их в решении практических задач. Дж.Дьюи, автор метода, предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении, для самостоятельного поиска. В результате дети должны проявить свои творческие способности и самостоятельно, либо совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Успешностью обучения по Дж.Дьюи являются проблематизация учебного материала, активность ребенка и связь обучения с жизнью.

 Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. Данную  технологию можно и нужно применять и в работе с дошкольником. В процессе проекта усилия воспитателя и ребенка направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

Специфика метода проектов применительно к дошкольному образованию заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Н.Н. Поддьякова в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно также успешно использовать в работе со средними дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности воспитанников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка, как субъекта педагогического взаимодействия. Система работы с дошкольником по организации  проектов включает в себя следующие блоки:

  •                педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира;
  •                 способствование актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению;
  •                стимулирование потребности ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом, могут быть игровыми, творческими, познавательными. Педагог сам разрабатывает различную тематику проектов.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации воспитателя, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эту технологию относят к технологиям XXI века, поскольку она предусматривает, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, при этом  исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающей действительности.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательский метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявления проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Исследовательский метод следует рассматривать  как наиболее соответствующий и природе ребенка, и современным задачам обучения. В основу его положена собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых педагогом. Еще в начале ХХ в. Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, опытам, поскольку и то и другое в итоге при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, построении «дома» знания и создания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, окрашен положительными эмоциями.

         Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Важными факторами в развитии познавательной активности дошкольников являются: личность педагога (воспитателя), характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Основными условиями развития познавательной активности детей являются: их интересы и потребности, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность, средства и способы добывания знаний. Познавательная активность – это одно из важнейших качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.  Познавательную активность можно определить как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Для формирования культуры мышления и развития умений  и навыков исследовательского поведения  ребенка можно использовать самые разные методики. Для этого нужно научиться видеть проблемы. Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.  Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуется действие, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

           Умственное действие формируется постепенно, планомерно, проходя ряд этапов (шагов) от внешнего, развернутого практического действия ребенка с реальными предметами или их заместителями (схемами, символами) до сокращенного, свернутого, внутреннего:

-         первый этап, мотивационный, на котором главная задача педагога заключается в вовлечении ребенка в совместную познавательно-развивающую деятельность, побуждение интереса к ней и его поддержание различными средствами; 
-         следующий этап, ориентировочный, на котором педагог знакомит детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Лучше всего это сделать совместно с ребенком. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия. Структура действия задается ребенку через систему игр и упражнений. Все действия обязательно проговариваются как взрослым, так и ребенком; 
-         третий этап, материализованный, выполнение действия в материальной форме. Это выполнение действий с наглядно представленными предметами или же картинками, схемами, моделями. Следует заметить, что для дошкольников этот этап является наиболее важным, значимым, продолжительным по времени – основным, так как действие на этом этапе выполняется ребёнком практически;
-         четвертый этап, внешнеречевой, когда действия проговариваются ребенком вслух; 
-         на пятом этапе ребёнок проговаривает действие в форме внутренней речи, то есть учиться самоанализу.

Для педагогически грамотного построения работы по формированию у детей способов познавательных действий воспитателю важно знать основные закономерности развития интеллектуально-познавательной деятельности в дошкольном возрасте.

Педагоги дошкольного уровня МБОУ «Гимназия № 1», часто используют на практике проектно-исследовательский метод с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Примером таких проектов являются: «Дары осени», «День матери», «Путешествие на северный полюс», «Зимние забавы», «Папа, мама я – спортивная семья», «Мы любим Родину свою», «Милее мамы нет на свете». Проект — это продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей. Часто определение тем проектов и подробный план их воплощения осуществляется коллективно, где большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды, которая является фоном к эвристической и поисковой деятельности.

 

 

 

×
×