Автор: Ромашева Ольга Алексеевна
МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
ПДО Ромашева Ольга Алексеевна
Тема: «Первичная сенсорная алалия»
1. Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной алалией по организации занятия и окружающего пространства.
2. Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией «Мои игрушки».
1. Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной алалией по организации занятия и окружающего пространства.
Если у ребёнка первична сенсорная алалия, то есть вероятность вторичного отставания умственного развития, следовательно, если мы поможем ребёнку максимально, на сколько возможно, справиться с алалией, то и уровень умственного развития возрастёт. Это возможно благодаря пластичности структур головного мозга, поэтому чем раньше начнутся занятия, тем лучше.
Занятия с детьми с сенсорной алалией имеют свои особенности:
1. При занятиях с детьми не используется музыка, т.к. нам нужно научить детей слышать отдельные слова и понимать их, выделяя из общего звукового потока.
2. Знакомство со звуками начинается с крупной дифференцации постепенно, по мере освоения, переходя к более мелкой.
3. Используется наглядно-действенный принцип, т.е. знакомство со словами через предметы, картинки, действия.
4. Дома желательно создавать информационный и звуковой «голод», устраивать часы, дни тишины. Телевизор, музыку, лишние звуки исключить. Необходимо вынуждать ребёнка и дома, и на занятиях прислушиваться к звукам, словам, коротким фразам, не меняя в них последовательность слов, контролировать чёткое выполнение инструкций.
2. Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией.
Тема: «Мои игрушки»
Дима, 6 лет, третий этап коррекционной работы.
Цель:
1. формирование синтаксических моделей из двух главных членов предложения (подлежащие и сказуемое) в речи ребёнка;
2. закрепление использования предложений из двух слов на базе однословных ( глагол + сущ. в В. п. или П. п) в разговорной речи ребёнка.
Задачи:
1. Закреплять использование предложений из двух слов на базе однословных в речи;
2. Закрепить использование глаголов: ловить, кидать, бросать, прятать, положить; предлогов: на, под, за, перед;
3. Ввести в речь ребёнка новый глагол – подкинуть.
4. Формировать умение использовать синтаксические модели из двух главных членов предложения в речи ребёнка;
5. Учить описывать изображение на картинке простым предложением (Катя спит).
Оборудование:
1. Карточки с изображением игрушек (мяч, машинка, кукла);
2. Карточки с изображением действий (кукла спит, мальчик катает машинку, девочка ловит мяч);
3. коробка с игрушками, среди которых есть мяч, кукла и машинка, игрушечная кроватка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребёнок заходит в уже знакомый кабинет. На приветствие: «Здравствуй, Дима!», он машет рукой и, затем садится за свой стол.
Педагог: Дима, у меня для тебя есть сюрприз. Хочешь посмотреть?
Ребёнок: Да!
Педагог: Хорошо! Но сначала давай поиграем в игру «Весёлые зверята» (правила ребёнок знает: лягушка – губы раздвигаются в широкой улыбке, слонёнок – губы вытягиваются напряжённой трубочкой вперёд «хоботок», утёнок – губы складываются мягким «клювиком», если не получается, то можно помогать руками. Педагог в разброс называет животных, а ребёнок их изображает, повторяется 5-6 раз). Молодец! А язычок-то твой загрустил. Он тоже хочет поиграть! Выполняются упражнения «Качели», «Часы», «Лошадка», «Ветерок». Умница!
2. Основная часть
Педагог: Это коробочка. В ней сюрприз. Открой коробочку (ребёнок открывает коробочку, в ней лежат перевёрнутые карточки). На этих карточках спрятались игрушки, давай их найдём. (Ребёнок по одной, по-очереди достаёт 3 карточки, педагог спрашивает: «Что это?», ребёнок называет изображённые игрушки – «Это мяч, машинка, кукла».) Дима, как одним словом называются мяч, кукла и машинка?
Ребёнок: Игрушки (если ребёнок затрудняется ответить, то задать вопрос, указывая на карточку: «Это какая игрушка?», после того, как он повторит их названия, снова задать предыдущий вопрос.)
Педагог: Молодец, доставай следующую карточку. Что делает кукла? (Кукла спит.) Что делает мальчик? (Мальчик катает машинку.) Что делает девочка? (Девочка ловит мяч.) (Если ответы у ребёнка не получаются, то они проговариваются вместе с педагогом). Очень хорошо! Покажи, где девочка ловит мяч?….Какой ты умный!
Тогда давай играть. Встань со стула и возьми в коробке с игрушками большой мяч. Кинь мне мяч! Лови мяч! Брось мне мяч! Ты поймал мяч? (Я поймал.) Что ты сделал? (Я бросил мяч.) Игра повторяется 10-15 раз и сопровождается диалогом.
Смотри, я подкинула мяч. Подкинь мяч ты! (ребёнок выполняет действие). Ты подкинул мяч! Молодец! Что ты сделал? (Подкинул мяч.) Кто подкинул мяч?(Я подкинул.) Подкинь мяч 5 раз. Отлично! Положи мяч в коробку.
Возьми в коробке машинку и дай мне. Я буду её прятать, а ты искать. Хорошо? Где машинка? (Под столом, на столе, перед коробкой за коробкой.) Теперь ты спрячь, а я буду искать. (Игра повторяется наоборот.) Положи машинку в коробку.
Возьми куклу и положи её спать. Накрой куклу. Что кукла делает? (Кукла спит) Где спит кукла? (Спит в кроватке) Ты хочешь спать? (если да, то ребёнок изображает, что спит, если нет, предлагаются активные движения: попрыгать, потопать, похлопать).
3. Итог
Пусть кукла спит, а ты сядь за стол, отдохни.
В какие игрушки мы сегодня играли? ( мяч, машинка, кукла) Как ты играл с мячом? (бросал, кидал, ловил, подбрасывал) Как ты играл с машинкой? (прятал, искал) Как играл с куклой? (положил в кроватку, накрыл)
Какая игрушка тебе понравилась?
Используемая литература
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001
Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий — М.: Парадигма, 2012.
Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной лого- терапии. — М.: Логомаг, 2015.