Первичная сенсорная алалия

Автор: Ромашева Ольга Алексеевна

МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина

ПДО Ромашева Ольга Алексеевна

 

 

 

Тема: «Первичная сенсорная алалия»

1.     Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной алалией по организации занятия и окружающего пространства.

2.    Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией «Мои игрушки».

 

 

 

 

 

 

1.    Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной алалией по организации занятия и окружающего пространства.

 

Если у ребёнка первична сенсорная алалия, то есть вероятность вторичного отставания умственного развития, следовательно, если мы поможем ребёнку максимально, на сколько возможно, справиться с алалией, то и уровень умственного развития возрастёт. Это возможно благодаря пластичности структур головного мозга, поэтому чем раньше начнутся занятия, тем лучше.

Занятия с детьми с сенсорной алалией имеют свои особенности:

1.    При занятиях с детьми не используется музыка, т.к. нам нужно научить детей слышать отдельные слова и понимать их, выделяя из общего звукового потока.

2.    Знакомство со звуками начинается с крупной дифференцации постепенно, по мере освоения, переходя к более мелкой.

3.    Используется наглядно-действенный принцип, т.е. знакомство со словами через предметы, картинки, действия.

4.    Дома желательно создавать информационный и звуковой «голод», устраивать часы, дни тишины. Телевизор, музыку, лишние звуки исключить. Необходимо вынуждать ребёнка и дома, и на занятиях прислушиваться к звукам, словам, коротким фразам,  не меняя в них последовательность слов, контролировать чёткое выполнение инструкций.

 

 

2.    Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией.

 

Тема: «Мои игрушки»

Дима, 6 лет, третий этап коррекционной работы.

Цель:

1.    формирование синтаксических моделей из двух главных членов предложения (подлежащие и сказуемое) в речи ребёнка;

2.    закрепление использования предложений из двух слов на базе однословных ( глагол + сущ. в В. п. или П. п) в разговорной речи ребёнка.

Задачи:

1.    Закреплять использование предложений из двух слов на базе однословных в речи;

2.    Закрепить использование глаголов: ловить, кидать, бросать, прятать, положить; предлогов: на, под, за, перед;

3.    Ввести в речь ребёнка новый глагол – подкинуть.

 

4.    Формировать умение использовать синтаксические модели из двух главных членов предложения в речи ребёнка;

 

5.    Учить описывать изображение на картинке простым предложением (Катя спит).

 

Оборудование:

1.    Карточки с изображением игрушек (мяч, машинка, кукла);

2.    Карточки с изображением действий (кукла спит, мальчик катает машинку, девочка ловит мяч);

3.    коробка с игрушками, среди которых есть мяч, кукла и машинка, игрушечная кроватка.

Ход занятия:

1.   Организационный момент.

Ребёнок заходит в уже знакомый кабинет. На приветствие: «Здравствуй, Дима!», он машет рукой и, затем садится за свой стол.

Педагог: Дима, у меня для тебя есть сюрприз. Хочешь посмотреть?

Ребёнок: Да!

Педагог: Хорошо! Но сначала давай поиграем в игру «Весёлые зверята» (правила ребёнок знает: лягушка – губы раздвигаются в широкой улыбке, слонёнок – губы вытягиваются напряжённой трубочкой вперёд «хоботок», утёнок – губы складываются мягким «клювиком», если не получается, то можно помогать руками. Педагог в разброс называет животных, а ребёнок их изображает, повторяется 5-6 раз). Молодец! А язычок-то  твой загрустил. Он тоже хочет поиграть!  Выполняются упражнения «Качели», «Часы», «Лошадка», «Ветерок». Умница!

 

2.   Основная часть

Педагог: Это коробочка. В ней сюрприз. Открой коробочку (ребёнок открывает коробочку, в ней лежат перевёрнутые карточки). На этих карточках спрятались игрушки, давай их найдём. (Ребёнок по одной, по-очереди  достаёт 3 карточки, педагог спрашивает: «Что это?», ребёнок называет изображённые игрушки – «Это мяч, машинка, кукла».) Дима, как одним словом называются мяч, кукла и машинка?

Ребёнок: Игрушки (если ребёнок затрудняется ответить, то задать вопрос, указывая на карточку: «Это какая игрушка?», после того, как он повторит их названия, снова задать предыдущий вопрос.)

Педагог: Молодец, доставай следующую карточку. Что делает кукла? (Кукла спит.) Что делает мальчик? (Мальчик катает машинку.) Что делает девочка? (Девочка ловит мяч.) (Если ответы у ребёнка не получаются, то они проговариваются вместе с педагогом). Очень хорошо! Покажи, где девочка ловит мяч?….Какой ты умный!

Тогда давай играть. Встань со стула и возьми в коробке с игрушками большой мяч. Кинь мне мяч! Лови мяч! Брось мне мяч! Ты поймал мяч? (Я поймал.) Что ты сделал? (Я бросил мяч.) Игра повторяется 10-15 раз и сопровождается диалогом.

Смотри, я подкинула мяч. Подкинь мяч ты! (ребёнок выполняет действие). Ты подкинул мяч! Молодец! Что ты сделал? (Подкинул мяч.) Кто подкинул мяч?(Я подкинул.) Подкинь мяч 5 раз. Отлично! Положи мяч в коробку.

Возьми в коробке машинку и дай мне. Я буду её прятать, а ты искать. Хорошо? Где машинка? (Под столом, на столе, перед коробкой за коробкой.) Теперь ты спрячь, а я буду искать. (Игра повторяется наоборот.) Положи машинку в коробку.

Возьми куклу и положи её спать. Накрой куклу. Что кукла делает? (Кукла спит) Где спит кукла? (Спит в кроватке) Ты хочешь спать? (если да, то ребёнок изображает, что спит, если нет, предлагаются активные движения: попрыгать, потопать, похлопать).

3.   Итог

Пусть кукла спит, а ты сядь за стол, отдохни.

 В какие игрушки мы сегодня играли? ( мяч, машинка, кукла) Как ты играл с мячом? (бросал, кидал, ловил, подбрасывал) Как ты играл с машинкой?  (прятал, искал) Как играл с куклой? (положил в кроватку, накрыл)

Какая игрушка тебе понравилась?

 

Используемая литература

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001

 Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий — М.: Парадигма, 2012.

Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной лого- терапии. — М.: Логомаг, 2015.

 

×
×