Формирование здоровбесберегающего мировоззрения у школьников с ОВЗ.

Автор: Наталия Ивановна Пименова

 Формирование здоровбесберегающего мировоззрения у школьников с ОВЗ.

В статье рассказывается о  разработанной и реализуемой  на уроках естественнонаучного цикла программе «Источник Здоровья» по формированию здоровбесберегающего мировоззрения у детей, обучающихся в  школе (ОВЗ — интеллектуальная отсталость). Разработка тестов для оценивания сформированности ЗУН по ЗОЖ.  Рассматриваются основные аспекты данной программы и промежуточные результаты.

Ключевые слова: образование, здоровбесберегающее мировоззрение, обучающиеся с ОВЗ, программа «Источник здоровья», этапы формирования, тесты на сформированность  основ ЗОЖ.

        Наши ученики – это дети с интеллектуальной  отсталостью  и  их здоровье первостепенная  задача учителей и воспитателей коррекционной школы. Важной и трудной задачей для педагогов —  является формирование здоровьесообразного мирровозрения. Нам надо не просто «выпустить» детей здоровыми в жизнь, но и создать прочный понятийный фундамент, некий  алгоритм поведения для их самостоятельной взрослой жизни. Задача школы   объяснить, научить и закрепить основы  здорового образа жизни для сохранения физического и психического  здоровья детей. Выпускники должны  самостоятельно   ориентироваться и адаптироваться во взрослой жизни.

      В нашей стране здоровье детей  – это  фактор национальной безопасности и стратегическая цель отечественного здравоохранения и образования.  Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

    Здоровье школьников, в современной школе, является  важной составляющей в оценивании результативности работы школы в целом и  приоритетное  направление  деятельности  каждого педагога. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей включает как урочную, так и внеурочную работу. 

    Ухудшение  экологической обстановки окружающей среды, возрастающее социальное напряжение в обществе, компьютерно-игровая  зависимость школьников,   влияние интернет сообществ  создают предпосылки к   ухудшению здоровья обучающихся. Эти вызовы современности обязывают к интенсификации учебно-воспитательного процесса. Хорошее самочувствие  ребенка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Учитель   должен выбрать оптимальные пути  обучения ученика, находить новые формы работы с подрастающим поколением, активнее внедрять здоровьесберегающие технологии.  Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно.    Вызовы современности заставляют искать новые пути в решении задачи формирования  здоровбесберегающего мировоззрения.

           Для определения уровня сформированности у выпускников школы основ ЗОЖ  были разработаны тесты. Они  показали (2016-2017 уч. году)  средний  уровень сформированности  (около 40%),  что недостаточно для адаптации в  современной жизни.

            Исходя результатов тестирования,   психофизических  особенностей учеников  нашей школы, состояния здоровья (медицинские данные)  и возможных причин, влияющих на его уровень, мною была разработана и реализуется с 2017-2018 учебного  года Программа «Источник Здоровья».  Программа  определяет здоровьеформирующее направление деятельности на уроках  естествонаучного цикла.

     Программа  – это целостная система учебно-развивающих,  воспитательно — оздоровительных, коррекционных, профилактических  и  развлекательно – познавательных мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога. Она – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских взаимодействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья детей, формирование ценностного бережного  отношения к своему здоровью.     Данная программа рассчитана на годичный цикл, реализуется в рамках урочного  времени и включает в себя три основных блока:

 1) Проекты здоровьесберегающей  направленности, включающие в себя  мероприятия образовательно —  развлекательного характера,   формирующие основы  ЗОЖ;

 2) Комплексы  минуток здоровья  физкультурно-спортивного вида, используемых на каждом уроке  биологии,  географии  и природоведения;

  3) Цикл бесед на разнообразные темы, способствующие реализации любопытства школьников.

  Блок 1.

 Проект1.  «Сохрани  жизнь и здоровья в условиях ЧС» — этот блок реализуется вначале года. Здесь младшие школьники (4-5классы) узнают о том, что такое ЧС и  их классификации. Изучают правила поведения при ЧС. Средние  школьники (6-7 классы) —  рассказывают о правилах поведения в условиях ЧС младшим, проводят игры-тренировки. Старшие (8-9 классы) – рассматривают и тренируются по  оказанию доврачебной помощи и эвакуации раненных.

  Проект 2  « Здоровье планеты – главное условие  здоровья людей»- это экологический блок и реализуется в середине  учебного года. Для младших школьников предполагаются беседы, просмотр видеороликов и рисунки природоохранного характера. Для средних – экологические турниры, акции, конкурсы плакатов. Для старших школьников участие во всероссийских акциях, разработка докладов по теме экологической угрозы и конференции.

Проект 3 « Наше будущее  в здоровом  образе жизни ». Этот блок реализуется в конце учебного года. Главной целью является донесение  до сознания обучающихся  школьников: а) понимания  термина  «наркотики» через  тематические мероприятия, конкурсы, викторины и практические занятия. б) необходимости соблюдения режима дня и  режима питания. в) понимания термина «правильное питание».

Блок 2.  Комплексы  физминуток  здоровья  физкультурно-спортивного вида  разработано 9 комплексов. По 3  для каждой группы учащихся (младших, средних и старших) с учетом возрастных особенностей и потребностей. Упражнения не сложные и часто немного забавные.  Главное – это регулярность их использования на каждом уроке  биологии,  географии  и природоведения. Провожу сама, то есть подаю  пример – дети смотрят и делают. В сознании откладывается мысль, что если делает учитель, то это действительно важно и нужно.

Блок 3.  Я  замечала, что в ходе уроков дети задают вопросы,  не  по изучаемой  теме. Так часто спрашивают о религии, государственных деятелях, знаменитых людях. Можно не отвечать, так сказать, не отвлекаться, но дети спросили – значит им интересно и значит, есть смысл рассказать сейчас — удовлетворить их любопытство. Вопросы повторяются из года в год, их можно ожидать и подготовиться заранее. Так появился  «Цикл бесед». В «Цикле бесед» выделяются блоки – о боге (религиозная тематика) – стараюсь рассказывать в информационно-историческом ключе; о деятелях и политиках современности ( кто такой президент, что такое Советский Союз и так далее) – подготовила документальные справки с опорой на официальные источники; о жизненных мелочах  (почему нельзя жевать жвачку, сколько надо пить в день воды, что такое витамины  и так далее)

  В ходе реализации Программы были разработаны и проведены следующие мероприятия: По первому блоку – игровые уроки «Учения бригад МЧС», «Знакомство с бедствиями», «Талая вода», «Помоги себе сам!». Общешкольное мероприятие «Визит стихийных бедствий »- здесь основные бедствия (Наводнение, Пожар, ОХОВА( отравляющие химические  вещества), Терроризм) «пришли в гости»- представлены старшеклассниками  в соответствующих костюмах (театрализация). Они задавали свои вопросы – ученики отвечали и показывали как надо действовать с данным «Гостем». Отрабатывались действия по спасению  в  конкретной обстановке. В конце мероприятия появились представители МЧС (старшеклассники в зеленых плащах с эмблемой МЧС) и нейтрализовали «Гостей». Все желающие потренировались в одевании противогаза.

По второму экологическому блоку – проект «Зеленая планета».  Младшие школьники – минипроект  «Перелетные птицы». Беседа, викторина и составление панно «Перелетные птицы»; Средние школьники –  минипроект «Свобода от отходов» — рассказ, практическая работа по сортировке отходов, конкурс экологического плаката; старшие школьники – минипроект «Красная книга Волгоградской области». Составление сообщений по охраняемым видам, конференция, конкурс природоохранных  плакатов.

По третьему здоровьесберегающему  блоку были  проведены  игровые уроки : «Будь здоров», «Здоровье – наш ориентир», «Наша цель — ЗОЖ» , «Осторожно Солнце и Вода!» «Академия здоровья». Общешкольное театрализовано — познавательное мероприятие «Суд над вредными привычками»   о вреде наркомании. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».

 В связи с пандемией Ковид19 работа по  Программе  в конце  2018- 2019 была свернута. В   2020-2021 учебном году — приостановлена. Результаты реализации Программы  за предпандемийные годы свидетельствуют об  успешности реализуемой Программы. Мониторинг  проводился по разработанным ранее  тестам. Сформированность  основ ЗОЖ у выпускников школы улучшилась. Так   в  2017-2018 учебного года было  — 57%;   в  2018-2019 учебном году – 63%. 

              Промежуточные результаты   показывают положительную динамику изучаемого фактора, а, следовательно, целесообразность дальнейшей реализации  данной Программы.

 

 

 

×
×