Автор: Наталия Ивановна Пименова
Формирование здоровбесберегающего мировоззрения у школьников с ОВЗ.
В статье рассказывается о разработанной и реализуемой на уроках естественнонаучного цикла программе «Источник Здоровья» по формированию здоровбесберегающего мировоззрения у детей, обучающихся в школе (ОВЗ — интеллектуальная отсталость). Разработка тестов для оценивания сформированности ЗУН по ЗОЖ. Рассматриваются основные аспекты данной программы и промежуточные результаты.
Ключевые слова: образование, здоровбесберегающее мировоззрение, обучающиеся с ОВЗ, программа «Источник здоровья», этапы формирования, тесты на сформированность основ ЗОЖ.
Наши ученики – это дети с интеллектуальной отсталостью и их здоровье первостепенная задача учителей и воспитателей коррекционной школы. Важной и трудной задачей для педагогов — является формирование здоровьесообразного мирровозрения. Нам надо не просто «выпустить» детей здоровыми в жизнь, но и создать прочный понятийный фундамент, некий алгоритм поведения для их самостоятельной взрослой жизни. Задача школы объяснить, научить и закрепить основы здорового образа жизни для сохранения физического и психического здоровья детей. Выпускники должны самостоятельно ориентироваться и адаптироваться во взрослой жизни.
В нашей стране здоровье детей – это фактор национальной безопасности и стратегическая цель отечественного здравоохранения и образования. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Здоровье школьников, в современной школе, является важной составляющей в оценивании результативности работы школы в целом и приоритетное направление деятельности каждого педагога. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей включает как урочную, так и внеурочную работу.
Ухудшение экологической обстановки окружающей среды, возрастающее социальное напряжение в обществе, компьютерно-игровая зависимость школьников, влияние интернет сообществ создают предпосылки к ухудшению здоровья обучающихся. Эти вызовы современности обязывают к интенсификации учебно-воспитательного процесса. Хорошее самочувствие ребенка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Учитель должен выбрать оптимальные пути обучения ученика, находить новые формы работы с подрастающим поколением, активнее внедрять здоровьесберегающие технологии. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Вызовы современности заставляют искать новые пути в решении задачи формирования здоровбесберегающего мировоззрения.
Для определения уровня сформированности у выпускников школы основ ЗОЖ были разработаны тесты. Они показали (2016-2017 уч. году) средний уровень сформированности (около 40%), что недостаточно для адаптации в современной жизни.
Исходя результатов тестирования, психофизических особенностей учеников нашей школы, состояния здоровья (медицинские данные) и возможных причин, влияющих на его уровень, мною была разработана и реализуется с 2017-2018 учебного года Программа «Источник Здоровья». Программа определяет здоровьеформирующее направление деятельности на уроках естествонаучного цикла.
Программа – это целостная система учебно-развивающих, воспитательно — оздоровительных, коррекционных, профилактических и развлекательно – познавательных мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога. Она – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских взаимодействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья детей, формирование ценностного бережного отношения к своему здоровью. Данная программа рассчитана на годичный цикл, реализуется в рамках урочного времени и включает в себя три основных блока:
1) Проекты здоровьесберегающей направленности, включающие в себя мероприятия образовательно — развлекательного характера, формирующие основы ЗОЖ;
2) Комплексы минуток здоровья физкультурно-спортивного вида, используемых на каждом уроке биологии, географии и природоведения;
3) Цикл бесед на разнообразные темы, способствующие реализации любопытства школьников.
Блок 1.
Проект1. «Сохрани жизнь и здоровья в условиях ЧС» — этот блок реализуется вначале года. Здесь младшие школьники (4-5классы) узнают о том, что такое ЧС и их классификации. Изучают правила поведения при ЧС. Средние школьники (6-7 классы) — рассказывают о правилах поведения в условиях ЧС младшим, проводят игры-тренировки. Старшие (8-9 классы) – рассматривают и тренируются по оказанию доврачебной помощи и эвакуации раненных.
Проект 2 « Здоровье планеты – главное условие здоровья людей»- это экологический блок и реализуется в середине учебного года. Для младших школьников предполагаются беседы, просмотр видеороликов и рисунки природоохранного характера. Для средних – экологические турниры, акции, конкурсы плакатов. Для старших школьников участие во всероссийских акциях, разработка докладов по теме экологической угрозы и конференции.
Проект 3 « Наше будущее в здоровом образе жизни ». Этот блок реализуется в конце учебного года. Главной целью является донесение до сознания обучающихся школьников: а) понимания термина «наркотики» через тематические мероприятия, конкурсы, викторины и практические занятия. б) необходимости соблюдения режима дня и режима питания. в) понимания термина «правильное питание».
Блок 2. Комплексы физминуток здоровья физкультурно-спортивного вида разработано 9 комплексов. По 3 для каждой группы учащихся (младших, средних и старших) с учетом возрастных особенностей и потребностей. Упражнения не сложные и часто немного забавные. Главное – это регулярность их использования на каждом уроке биологии, географии и природоведения. Провожу сама, то есть подаю пример – дети смотрят и делают. В сознании откладывается мысль, что если делает учитель, то это действительно важно и нужно.
Блок 3. Я замечала, что в ходе уроков дети задают вопросы, не по изучаемой теме. Так часто спрашивают о религии, государственных деятелях, знаменитых людях. Можно не отвечать, так сказать, не отвлекаться, но дети спросили – значит им интересно и значит, есть смысл рассказать сейчас — удовлетворить их любопытство. Вопросы повторяются из года в год, их можно ожидать и подготовиться заранее. Так появился «Цикл бесед». В «Цикле бесед» выделяются блоки – о боге (религиозная тематика) – стараюсь рассказывать в информационно-историческом ключе; о деятелях и политиках современности ( кто такой президент, что такое Советский Союз и так далее) – подготовила документальные справки с опорой на официальные источники; о жизненных мелочах (почему нельзя жевать жвачку, сколько надо пить в день воды, что такое витамины и так далее)
В ходе реализации Программы были разработаны и проведены следующие мероприятия: По первому блоку – игровые уроки «Учения бригад МЧС», «Знакомство с бедствиями», «Талая вода», «Помоги себе сам!». Общешкольное мероприятие «Визит стихийных бедствий »- здесь основные бедствия (Наводнение, Пожар, ОХОВА( отравляющие химические вещества), Терроризм) «пришли в гости»- представлены старшеклассниками в соответствующих костюмах (театрализация). Они задавали свои вопросы – ученики отвечали и показывали как надо действовать с данным «Гостем». Отрабатывались действия по спасению в конкретной обстановке. В конце мероприятия появились представители МЧС (старшеклассники в зеленых плащах с эмблемой МЧС) и нейтрализовали «Гостей». Все желающие потренировались в одевании противогаза.
По второму экологическому блоку – проект «Зеленая планета». Младшие школьники – минипроект «Перелетные птицы». Беседа, викторина и составление панно «Перелетные птицы»; Средние школьники – минипроект «Свобода от отходов» — рассказ, практическая работа по сортировке отходов, конкурс экологического плаката; старшие школьники – минипроект «Красная книга Волгоградской области». Составление сообщений по охраняемым видам, конференция, конкурс природоохранных плакатов.
По третьему здоровьесберегающему блоку были проведены игровые уроки : «Будь здоров», «Здоровье – наш ориентир», «Наша цель — ЗОЖ» , «Осторожно Солнце и Вода!» «Академия здоровья». Общешкольное театрализовано — познавательное мероприятие «Суд над вредными привычками» о вреде наркомании. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».
В связи с пандемией Ковид19 работа по Программе в конце 2018- 2019 была свернута. В 2020-2021 учебном году — приостановлена. Результаты реализации Программы за предпандемийные годы свидетельствуют об успешности реализуемой Программы. Мониторинг проводился по разработанным ранее тестам. Сформированность основ ЗОЖ у выпускников школы улучшилась. Так в 2017-2018 учебного года было — 57%; в 2018-2019 учебном году – 63%.
Промежуточные результаты показывают положительную динамику изучаемого фактора, а, следовательно, целесообразность дальнейшей реализации данной Программы.