8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Семья как фактор социализации и среда воспитания»

Автор: Тимохина Елена Николаевна

«Семья как фактор социализации и среда воспитания»

 

 

 

 

 Тимохина Елена Николаевна,

 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГПОУ «Березовский политехнический техникум»

 

 

Проблема семейного воспитания детей в течение многих лет является одной из ведущих среди исследовательских направлений ряда научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, правоведения и др. В последние десятилетия вопросы, связанные с воспитанием детей в семье, становятся всё более актуальными.

Объектом данного исследования является — семья как фактор социализации ребенка и среда воспитания, Данной теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества. Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье проходит первичная социализация личности.

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.

Воспитание — одна из основных категорий педагогики. На протяжении более чем двадцати столетий (от эпохи Платона до наших дней) эту категорию активно используют в большинстве человековедческих наук, давая ей различные содержательные трактовки. Слово «воспитание» представляет собою отглагольное имя существительное. Его значения находятся в полном соответствии со значениями этого глагола. До конца XVII — начала XVIII в. глагол «воспитать» выражал только физические значения: вскормить, взрастить. Только в XVIII в. — с изменением основ русской культуры этот глагол приобретает переносное отвлеченное значение: «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь».

О воспитании написано много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие.

Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [5 с.69]

Семья исполняет роль первого и главного в жизни ребенка агента воспитания и сохраняет свое ведущее положение в конкурентных условиях воспитательного воздействия несемейных референтов (дошкольные, внешкольные, школьные учреждения, среда сверстников и т.д.). Даже в подростковом возрасте, когда влияние семьи на ребенка значительно ослабевает, ей по-прежнему принадлежит приоритет в осуществлении воспитательной функции. [3 с.5]

Атмосфера семьи, ее социальные ценности, является той воспитательной средой, в которой и происходит самореализация и саморазвитие ребенка. Не стоит забывать, что семья — это достаточно замкнутая общность людей, которые, прежде всего, воспитывают друг друга, применяя те способы, которые передавались им из поколения в поколения.

В семье, где стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, появляются агрессия и протест. Это связано с тем, что постоянный контроль над мыслями, желаниями, поведением приводит к сопротивлению ребенка. Дети, вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.

В демократической семье родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.

В реальности эти стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречается смешанный стиль или компромиссный. Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого, дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.

В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Доверие и страх, спокойствие и тревога, сердечность и теплота общения в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Честолюбивые родители так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. [7 с.77]

Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Именно от того, как организуется семейная среда воспитания, и зависят методы воздействия на ребенка и их эффективность. Здесь речь идет не о чувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь. Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни. Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель.  Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.

Сложности семейного воспитания в настоящее время нередко связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. Так, хулиганы, антигерои, наркоманы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков. Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни. [9 с.95]

Многие годы успешно функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать «автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений. Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли взаимопомощь и взаимозащиту. В таких семьях дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения и защитника. При этом нельзя забывать о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война, восстановление народного хозяйства – все это требовало от каждого члена общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения. В таких тяжелых условиях ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно. Каждый член семьи имел свои обязанности. Несмотря на то, что все жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало было социально-неблагополучных семей, конфликтных.

Да, обстановка прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение социальной зрелости. Большая часть семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в чем он заключается.

Необходимо отметить, что стратегии воспитания в российской семье значительно изменились. Основной вектор изменений – переход от традиционалистских моделей социализации, предусматривающих воспитание традиционных ценностей (трудолюбия, послушания, аккуратности) традиционными же методами (главенство отца в семье, основная роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям, использование наказаний как основных средств воздействия), к современным (модернистским) моделям. Последние предполагают новые воспитательные стратегии – равенство в обращении с детьми, уменьшение роли наказаний и использование при воспитании поощряющих стратегий, ориентацию на воспитание таких качеств, как самостоятельность и независимость, активность и целеустремленность, стремление к успеху на фоне уменьшения роли традиционных ценностей.  [4 с.109]

Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально. Это связано с тем, что подрастающее поколение не стремиться перенимать опыт у старших. Отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеют высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их время препровождения родителями.  В последние годы было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей. [5 с.71]

В течение долгих лет истории на некоторые профессии брали только женщин или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. На сегодняшний момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина. Так, в Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделать вывод, что статус женщины повысился.

Социально – экономические процессы, эмансипация, усиление роли женщины в жизни общества ведут к тому, что управление семьёй феминизируется, в тоже время это сочетается во многих семьях с традиционным разделением семейных ролей, с высоким авторитетом мужчины в семье. [8 с.236]

В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь – это в порядке вещей.

В городских семьях снижается значимость родственных связей: родственники зачастую встречаются только на юбилеях, свадьбах и похоронах. Ослаблен родственный контроль над поведением молодежи, что провоцирует легкомысленное отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, скоропалительности и массовости разводов и т.д.

Уже стало нормальным в мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак. Социологи и правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети. Нельзя сказать, что в этом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей. [2 с.165]

Говоря о семье как о части системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, — часто того, не замечая – вырабатывают у детей комплекс основных социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек, которые проявляются в отношениях, определяют стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: 

·        мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; 

·        макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

·        мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; 

·        микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.  [5 с.7]

          Несмотря на изменения, которые происходят в российском обществе, семья остается основным фактором социализации детей. Семья создает ребенку особые условия, которые не может обеспечить никакой другой социальный институт – безопасную, эмоционально – поддерживающую и предсказуемую среду, предоставляющую детям возможности для проявления собственной активности. Семья выступает буфером между противоречивыми и разнонаправленными влияниями общества и необходимостью строить собственную систему координат в этой жизни, формирует регуляторы поведения: ценности, нормы, установки. [4 с.109]

В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие факторы социализации. В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни — это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки. Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Поведение девочек, выросших в таких семьях, в меньшей мере отличается от поведения девочек в полных семьях. [7 с.79]  

В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию. Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. [5 с.72]  

От того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитое чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, но если в семье присутствует человек, который считается алкоголиком, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей. Можно привести такой пример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми. Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколению грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется к Вам. [9 с.53]

Ребенку необходима совместная деятельность со взрослыми. Именно совместная деятельность ребенка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты, рождает эмоциональную и духовную близость. Ошибку совершают те родители, которые боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье это крайность, приводящая, как правило к нежелательным последствиям: развивается эгоизм, пренебрежение к труду. [9 с.79] При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

  Социализация человека в семье действует благодаря действию главным образом традиционного механизма, т.е. неосознаваемого, некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах, аспектах и формах, которые обусловлены её культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. [5 с.72]

1 июня 2012 года вышел в свет Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», где сказано, что обеспечение благополучного и защищенного детства становится одним из основных национальных приоритетов России. В этом документе оговариваются меры, благодаря которым становится возможным создание комфортной и доброжелательной для жизни детей среды.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность. Но, для того чтобы полноценно реализовать предписанные обществом функции, современная семья нуждается в помощи и поддержке. [7 с.82]

Замотанные, уставшие мамы и папы, зачастую, сами недолюбленные в детстве, множат такое явление, как детское одиночество. А отсюда растет количество детей, находящихся в социально – опасном положении. [1 с.49]

Педагогическая работа с семьей должна быть направлена на укрепление и развитие позитивных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и решение повседневных семейных проблем. Учителя, воспитатели, инспекторы и члены комиссии по делам несовершеннолетних много работают со сложными и неблагополучными семьями, но количество этих семей не уменьшается, как и количество беспризорников и социальных сирот. Причина простая – и она в том, что все эти люди занимаются следствием, а не причинами этих негативных социальных явлений. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо родительское образование взрослых и детей. [1 с.49]

          Содержанием родительского образования может стать то, что обеспечит семье благополучие, добрый психологический микроклимат, а это знание основ мужской и женской культуры, семейного уклада, семейного воспитания, истории семьи и истории рода, прав детей и прав родителей, вопросы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Нам всем необходимо понять: родительское образование – это действительно социальная технология, основа профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, а точнее – условие формирования и создания добропорядочной семьи. Это гарантированное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей. [1 с.51]

Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.

Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить, как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет. Социализация ребенка неразрывно связана с воспитанием. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и других ее сферах настолько быстры, что детям придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю жизнь.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что семья — важнейший фактор социализации ребенка, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления, зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Бачева, Е. В. Родительству стоит учиться [Текст] / Е. В. Бачева // Социальная педагогика. — 2013. — № 2. — С. 49-51.
  2. Василькова, Т. А. Социальная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. А. Василькова, Ю.В.Василькова — М. : КНОРУС, 2010. — 240 с.
  3. Дементьева, И. Ф. Семейное воспитание в современном мире [Текст] / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. — 2012. — № 3. — С. 5-11.
  4. Иванова, Н. П. Социализация детей в современных условиях [Текст] / Н. П. Иванова, О.В.Заводилкина // Социальная педагогика. — 2012. — № 3. — С. 109-117.
  5. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики [Текст] : Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.В. Мудрик [Текст] / А. В. Мудрик. — М. : ИЦ «Академия», 2006. — 208с.
  6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (извлечения) [Текст] // Социальная педагогика. — 2013. — № 2. — С. 5-26.
  7. Социальная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под.ред. В.И. Загвязинскиого, О.А. Селивановой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 405с.
  8. Социология [Текст] : учебник для вузов / под. ред. проф.  В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и  доп. — М. : ЮНИТИДИАНА, 2012. — 448с.
  9. Формы работы с родителями [Текст] / Сост. Л. П. Барылкина, Т.А.Фалькович, Г.И. Татаренко. —  М  : ВАКО, 2013. — 112 с.

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи