Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте

Автор: Лавришина Ольга Михайловна

Выполнила : Лавришина Ольга Михайловна

Место работы: Автономная некоммерческая общеобразовательная организация “Школа “Атон “

Статья :” Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте”

Аннотация : Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.

Благодаря знаниям в данной области можно разрешить все сложные проблемы и конфликты, которые возникают у подростков.

Цель работы — рассмотреть с разных точек зрения сложные моменты при общении сверстников .

Метод исследования:наблюдение.

Итоговый результат:дать конкретные рекомендации по проблеме общения.

Ключевые слова:общение,интеракция, социальная перцепция, коммуникация, подростковый возраст,

 

Статья: «Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте» .

Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии. Благодаря знаниям в данно области можно разрешить все сложные проблемы и конфликты, которые возникают у подростков.

Цель работы -рассмотреть с разных точек зрения сложные моменты при общении сверстников .

Метод исследования:наблюдение.

Объкт исследования: общение между подростками.

Предмет исследования подростки.

Задачи

1. Понаблюдать за особенностью общения между детьми.

2. Исследовать особенности дружеских отношений между сверстниками.

3. Сделать вывод об особенностях общения подростков противоположного пола.

Предположение : я думаю , что есть проблемы в общении у подростков такие как: стеснительность, боязнь в межличностном общении, замкнутость,неуверенность в себе.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования психологом конкретных рекомендаций в процессе помощи подросткам, испытывающим проблемы в общении.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие общение -это форма социального взаимодействия людей, в которой осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Предметами общения являются все люди, живущие на нашей планете. Вообще издревле известно, что общаться могут живые существа, но лишь у человека процесс общения становится осознанным, так как он обладает способностью мыслить.

Благодаря нашему общению происходит обмен интересными мыслями, добрыми чувствами и правильными действиями, обеспечивается понимание окружающей нас действительности. Тема общения важна для нашего исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Беседа и деятельность являются основными средствами активности психологии как важнейшей ступени в учебе.

В подростковом возрасте общение со сверстниками играет самую исключительную роль. Именно тогда дети пробуют построить разные схемы взаимоотношений, на ошибках проходят жизненно необходимую школу общественных отношений.

Именно у подростков появляется потребность в общении с одноклассниками, которых не могут заметить родители, возникает у детей очень рано и по мере взросления становится все больше. Даже у дошкольников , особенно которые не посещают детские сады, из-за отсутствия общения не достаточно развиваются коммуникативные способности и самосознание. Особенно в этом возрасте общение должно быть по сути коллективно-групповым. Также не следует забывать о том, что интимно-личностное общение является главным видом деятельности, благодаря ему происходит положительное развитие личности. Итак, мы установили, что общение между сверстниками самый важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие важные вещи, которые им не говорят взрослые. Также , важную информацию по вопросам пола дети получают от сверстников, поэтому их отсутствие может затормозить его психосексуальное развитие или дать ему неправильную характеристику.

Общение- это уникальный вид межличностных взаимоотношений. Совместная игра и разнообразные виды совместной деятельности позволяют получить необходимые навыки социального взаимодействия, умение придерживаться коллективной дисциплины и в то же время отстаивать свою точку зрения, сравнивать личные интересы с социальными. Вне социума подростков, где взаимоотношения строятся принципиально на одинаковых началах и статус надо заслужить и постоянно его поддерживать, ребенок не может приобретать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Если нет взаимоотношений у подростка с родителями, то это тоже отрицательно влияет на жизненную школу.

При общении происходит эмоциональный контакт. Подросток должен осознавать понятия принадлежности к определенному полу, доброты, товарищеской взаимопомощи , так как они облегчают ему обособленность от взрослых и дают ему положительное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Он понимает, что смог заслужить уважение и доверие равных.

Значение общения в жизни человека

Существует только одна важная ценность — это связь человека с человеком, именно так говорили некоторые ученые .

Уже давно в российской педагогике дается точное определение общения: общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Благодаря контакту подростка со взрослыми людьми возможно усвоение всех общепринятых человеческих норм поведения ,опыта накопленного нашими предками тысячелетиями, применения этого опыта в разных жизненных ситуациях.

В психологии очень много понятий общения:

— «коммуникация» — как основная форма обмена информацией между людьми,

— «социальная перцепция» -восприятие и понимание человека человеком, а также обществом,

— «интеракция» -взаимодействие между людьми.

У всех детей есть потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (еде, защите, заботе, отдыхе, игре) потребность к познанию самого себя и окружающих людей, т. е. к оценке и последующей самооценке. Даже у детей в три месяца есть потребность в общении, они пробуют издавать звуки, стараясь подражать старшим . В общении осуществляется передача накопленного опыта от человека к человеку. Любая деятельность людей в той или иной степени связана с взаимодействием. Общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. При диалоге совершенствуются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается определенная система ценностей, ступень становления человека. Примечательно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. И при его правильном направлении становится первоисточником, одним из основных путей формирования человеческой личности.

Общение стабилизирует уровень статистической напряженности, создает условия для разрядки и формирует эмоциональный фон, без которого невозможна наша спокойная деятельность и душевное равновесие. Данная функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. При общении все его функции соединяются, независимо от его формы. И в отдельных этапах общения часто все они присутствуют. Некоторые психологи задают своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сами отвечают: общение служит невидимой нитью, связывающей людей, регулирующей их совместную деятельность, является фундаментом познания и сознания для каждого человека ; наконец, общение помогает самоопределению подростка, без чего он оказался бы вне социума — растерянным и неприспособленным… Этим все сказано; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление ежедневной нашей привычки и тяги к общению…

Начальным моментом данной проблемы общения и обособления личности в социуме может служить еще и то, что человек в прямом смысле этого слова является общественным животным,которое только в обществе и может уживаться. Побывав в разных обществах человек выступает в них и как субъект, и как объект общения. Давно известный ученый Аристотель в своей «Риторике» подчеркивал, что для любого человека при общении необходимо три акта 1) лицо, которое говорит; 2) речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.

Индивид — существо социальное, а значит , он может показать себя только в социуме — в процессе общения. Каждый человек ведет себя в обществе по -разному, проявляя какие-то свои индивидуальные качества.. Нет, наверное, в мире одинаковых людей. Присутствие или отсутствие каких-то индивидуальных свойств у людей отличают их друг от друга.

Общение — одно из важнейших условий становления, развития и закрепления познавательных интересов у начинающего жить человечка. Также это относится к общению со сверстниками .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас как в нашей стране, так и за границей усиливается интерес к проблеме общения. Теоретики , придерживающиеся разных точек зрения, с большой настойчивостью выявляют, исследуют и изучают формы общения, выявляют принципы, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют. Есть весьма удачная попытка классифицировать различные коммуникативные подходы в рамках одной концепции. И Г.М.Андреева,сделала в нем три стороны, взаимосвязанные между собой: · коммуникативную ; интерактивную ; · перцептивную .

Целью данного исследования было изучение особенностей общения в подростковом возрасте с целью положительного воспитательного процесса. Наше исследование доказало, что подростковый возраст — один из самых важных периодов человека. Тогда происходит основная перестройка давно образовавшихся психологических структур, появляются новые образования, но начинают накапливаться основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. При анализе особенностей общения подростков со сверстниками мы рассмотрели некоторую структуру общения. Мы знаем, что под структурой понимается совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс. Общение подростков включает в себя следующие компоненты: · идейно-нравственная проблематика, событийную сторону жизни,· эмоциональные аспекты жизни, предметную сферу бытия . Эти компоненты содержания и ранее были в процессе общения и сейчас присутствуют, изменяется лишь наполнение содержания, которое обусловлено социально-историческими изменениями в нашей стране.

Взаимоотношение подростков происходит в форме диалога: фактического, дискуссионного, информационного и исповедного. Методы общения — зрительные и устные . При анализе общения подростков со сверстниками можно рассматривать некоторые особенности общения со сверстниками своего пола и некоторые со сверстниками противоположного пола. В итоге такого анализа никаких различий в особенностях общения подростков разного пола не выявлено.

Вывод исследования: наш анализ особенностей общения подростков со сверстниками показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У детей формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Из этого следует, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации для педагогов и родителей, следующие:

— научить ребенка самого преодолевать трудности, самостоятельно или при помощи товарищей принимать решения;

— воспитать здоровых и счастливых подростков. Никогда не сравнивать поступки подростков друг с другом;

— налаживать межличностные отношения между ребятами, сделать тaк, чтобы они почувствовали радость от общения;

— приобщать к коллективным видам деятельности, способствовать сплочению подростков в классе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В мире подростка/ Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина,1980.- с.15-28, 170-282.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.- с.125-133.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.493-500.

Автор :Лавришина Ольга Михайловна

20.12.2022 год

×
×