Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей младших школьников

Автор: Инна Игоревна Корякина

 

Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей младших школьников

 

Уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками, но и закладывают основы личности. Через творчество на уроках созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

 

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся и в практику школьного художественного образования, и в процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей с целью актуализации и развития их творческих способностей как сущностной характеристики педагогической деятельности

Для развития творческих способностей младших школьников можно использовать следующую нетрадиционную художественную технику :

Монотипия — (от греч. mуnos — один и tэpos — отпечаток), вид печатной  графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую  поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск  всегда бывает единственным и уникальным. Вашему вниманию представляю конспект  такого урока.

Урок изобразительного искусства

Тема урока: «Мое любимое дерево. Монотипия»

Цель: создать условия для овладения новой техникой рисования «монотипией», способами и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности.  Научить использовать различные способы рисования монотипии.

 

Цель развивающая: Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

 

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством  включения их в практическую работу.

Создать условия для развития полноценного восприятия  окружающего мира через подключение всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально — эстетического отношения  к исследуемому предмету, явлению. Сформировать навык работы в технике монотипии.

 

Прогнозируемый результат: развитие образной памяти, учащиеся должны самостоятельно выполнить работы с помощью техники монотипии – кляксографии.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя:  Примеры выполнения монотипии, рисунки Художников, рисунок Кляксы, кисть, гуашь, стекло, эпиграф к уроку, презентация к уроку, мультимедийный проектор,  музыка П.И. Чайковского «Времена года».».

 

Для учащихся: Стекло формата А4 для каждого ребенка, акварельные краски, листы белой бумаги для эскизов, баночки для воды, кисти, полоски цветной бумаги, толковые словари, лист – заготовка с кругами для смешивания красок.

 

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы: словесный, наглядный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоить новый вид деятельности, умение использовать образный язык изобразительного искусства, цвет, линию, ритм, композицию, для достижения своих творческих замыслов, способность к самооценке; чувство прекрасного.

 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

планировать свои действия, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Ребёнок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, выполняет работу, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, при необходимости осуществляет коррекцию.

 

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, умение выражать свои мысли, работать в паре, договариваться, участвовать в общей беседе.

 

Познавательные: способствовать актуализации представлений о выразительных возможностях цвета; содействовать формированию умений определять настроение произведения по его цветовой гамме. Осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

 

 

Ход урока.

1.Орг момент.

-Ребята, что вы видите на слайде? Сл.1. (солнышко)

-Какое у него настроение? (весёлое, радостное, счастливое….)

-Пусть у каждого из вас на сегодняшнем уроке будет такое же настроение!

 

Прочитайте эпиграф к нашему урокуСл.2.

Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

(о чудесах, о чем-то неожиданном, негаданном, о фантазии)

-Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения.

Процесс воображения свойственен только человеку. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи.

На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваше творческое воображение.

 

2.Актуализация знаний.

— Перед вами лежат цветные полоски. Работая в паре, разделите эти полоски на группы. На какие группы можно разделить эти цвета?

(1группа — основные – (красный, жёлтый, синий), 2группа — не основные, те, что можно получить при смешивании: оранжевый, зелёный фиолетовый).

А теперь покажите, какие цвета вы можете получить при смешивании красок?

(Ребята в парах смешивают цвета на листах в кругах :

син+желт =зелён, красн+жёлт =оранжев, син+красн =фиолет)Проверка Сл.3.

Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить всё, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле, а помогает нам наше воображение.

Цвет-это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Когда будете выполнять работу, придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только черно-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет.

Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды. В сумерки наиболее яркими кажется зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено- голубые цвета светлеют. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

 

— Рбята, какими материалами приходится рисовать художнику?

(красками, мелом, фломастерами, углём, карандашами….).

— Правильно, посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга.

Чтобы нарисовать их, художнику пришлось потрудиться не один день. Сл.4.- Сл.8

 

3.Новая тема. Постановка цели. Сл. 9-10 с изображением кляксы.

-Что вы видите? (кляксу)

— Ребята, клякса сказала мне, что это она нарисовала все эти замечательные картины.

-Как вы думаете, можно рисовать при помощи клякс? (высказывания детей)

-А ведь действительно, многие работы художники выполняют при помощи обыкновенных клякс. Сл.11- 13

 

-Вам понравились эти работы?

-Вы хотите научиться рисовать при помощи клякс?

Сегодня вы познакомитесь с новой техникой выполнения рисункамонотипией Сл.14

-Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

(учиться рисовать при помощи клякс)

 

-Какая задача стоит перед нами?

(узнать, как рисовать в новой технике и попробовать самим рисовать в этой технике)

 

-Давайте найдём в толковом словаре значение слова монотипия.

(раздаю разные словари, дети ищут значение слова)

Прочитайте значение слова на слайде. Сл.15.

 

(Метёлкина Д. рассказывает о монотипии) готовит заранее

 

Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов

Моно-один, типия — отпечаток.

Монотипия существует давно, более трёхсот лет. Впервые применил эту технику в 17 столетии итальянский художник Джаванни Кастильоне. В России монотипия связана с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику вначалеXX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографический оттиск. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный продукт и называют «монотипией» .

 

Учитель: Часто художники видят в кляксах пейзаж, природу, какую-то местность.

Что вы увидите в рисунках, которые я приготовила для вас?

(показ моих работ)

Ребята говорят, что они видят.

 

4. Знакомство с новым материалом, работа в новой технике.

Сегодня мы познакомимся с двумя способами монотипии на стекле и на бумаге.

— Какие краски, ребята, вы видите зимой в лесу?

-А как изменятся краски, если на небе заиграет солнышко?

-А если солнышко пойдёт на закат?

— Что вы чувствуете, когда ярко светит солнце, прекрасная погода?

Сейчас вы будете творить первым способом.

Этапы техники Монотипия.

1этап. На стекло наносим кляксы (пятна, линии) акварельной краской с помощью кисточки, цвета используем в зависимости от замысла. Используем разноцветные краски.

2этап. Накрываем влажным листом бумаги изображение на стекле. Прижимаем лист и говорим волшебные слова: «Абра-кадабра. Что тут вышло?»

3этап. Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть образ дерева. Его можно дорисовать тонкой кистью.

Правила техники безопасности.

При работе с красками и водой будьте аккуратными.

При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем. Сидим свободно, не сутулимся.

 

Эта техника хороша тем, что начиная работу невозможно предугадать, что в результате получится. Высокий полёт фантазии, огромное желание и отличное настроение и перед вами шедевр. Начинаем творить!

Практическая работа (дети работают на стекле по алгоритму ).

Во время работы звучит  музыка Чайковского «Времена года».

 

Ребята рассказывают, что у них получилось, придумывают названия своим работам.

2 способ:

Сложите лист пополам. На одной стороне бумаги нарисуйте красками цветные пятна. Вторую половину смачиваем губкой. Влажную половину накладываем на первую с краской и проглаживаем. Разверни – и любуйся. Теперь включите фантазию, дорисуйте линиями вашу работу и придумайте ей название.

Практическая работа (дети работают на бумаге).

 

Ребята рассказывают, что у них получилось, придумывают названия своим работам.

 

Вам понравилось работать в технике монотипия?

5.РАБОТА В ПАРАХ

 

Сейчас договоритесь в паре, какое время года или какой рисунок вы вместе изобразите в своей работе, какие краски вы будете использовать и выполните работу вместе любым из двух способов.

Желаю творческого успеха!

6.Рефлексия.

Закончить фразу:

1.     С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились? (монотипией)

2.     Какие материалы мы использовали для этого? (стекло, краски, бумагу)

3.     Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?

(Своей непредсказуемостью)

4.     На уроке я узнал…

5.     Я научился…

6.     Мне понравилось…

7.     Для меня было открытием…

 

 

Учитель: Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. 


У вас на листах, где вы работали, смешивая цвета, остался круг, нарисуйте в нём ваше настроение от урока.

 

 

 

 

Творческие способности младших школьников на уроках изобразительного искусства можно развивать применяя нетрадиционные художественные техники. Творческие способности нужно развивать на любом уроке в школе, во внеклассной работе. Каждому учителю  нужно стараться в своей работе обращать внимание не только на изучение учебного материала, но и привносить в каждый урок интересные задания на развитие креативности учеников, их творческого потенциала.

 

Учитель начальных  классов  МАОУ « Аландская СОШ»  Корякина Инна Игоревна.

×
×