Конспект занятия по развитию речи » Викторина по сказкам А.С. Пушкина»

Автор: Афанасьева Елена Павловна

Тема: « Викторина по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: систематизировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры- викторины; прививать интерес детей к литературному чтению.

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний детей о сказках А.С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя, способствовать развитию любознательности, мышления

Развивающая: развивать диалогическую речь, учить участвовать в беседе , передавать свое отношение средствами поэзии, понятно отвечать на вопросы, обогащать  словарный запас детей

 Воспитательные: воспитываем познавательный интерес  к сказкам А. С. Пушкина, доброжелательное отношение в детском коллективе.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: развивать любознательность, Обогащать свои познания в области авторских сказок.

 

ОО « Речевое развитие»: обогащать словарный запас, разучивание стихотворений,  отрывок из сказок А.С. Пушкина.

 

ОО «Физическое развитие»: развитие физических качеств и двигательных умений, способствовать развитию эстетического выполнения движений.

Словарная работа: Расширение и активизация словаря по теме.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, рассмотрение иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина, рисование любимых героев сказок А.С. Пушкина, дидактические игры по сказкам А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

Оборудование: Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, разгадывание загадок, ответы на вопросы, обсуждение ситуаций, уточнения, выводы.

Наглядный:  волшебный сундучок с атрибутами, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.

Практический: самостоятельное выполнение детьми заданий.

Место проведения: групповая комната.

                Мотив детской деятельности: игра- викторина.

Ход мероприятия:

Воспитатель: 

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. А звали няню Пушкина— Арина Родионовна.

Начнёт Арина Родионовна рассказыватьсказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться»«Поп поехал искать работника»«Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.

Сегодня мы вспомним любимые всеми сказки А.С.Пушкина.
В игре у нас участвуют 2 команды: «золотые петушки»  и «золотые рыбки».
За каждый правильный ответ команда получает фишки. В конце конкурса подсчитаем   полученные фишки и определим победителей.

            Итак, мы начинаем нашу игру- викторину.

1 конкурс: « Назови сказку правильно»

Воспитатель: Давайте вспомним названия сказок А. С. Пушкина.

1. « Сказка о рыбаке и……..»     (рыбке)

2. «Сказка о Золотом ………»    (петушке)

3.  « Сказка о попе и ……….»     (о работнике его  Балде)

4. « Сказка о мёртвой царевне и ……..»    (о семи богатырях)

5.  « сказка о царе Салтане и …..»      (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне)

2 конкурс: « Подскажи словечко»

Воспитатель:  Вам нужно будет закончить предложения. Они взяты из сказок.

1. Родила царица в ночь не то сына, не то……  (дочь).

2. Ах, ты мерзкое стекло. Это врёшь ты мне ……    (назло).

3. Вот мудрец перед Дадоном стал  и вынул из мешка…. (Золотого петушка).

4. Жил старик  со своею старухой у самого синего….  ( моря).

5. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи… (кругом).

6. Белка песенки поёт, да орешки всё…..    (грызёт).

7. Нужен мне работник: повар, конюх, …..  (плотник).

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный…. (рожок).

Воспитатель: А теперь, для того, чтобы перейти к нашему следующему конкурсу , нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая игра:  « Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,   (хлопки ладонями)

Продаёт она орешки. (удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке- сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого,

 Воробью, синичке,                 на обоих руках).

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

3 конкурс: « Собери картинку»

Воспитатель: Вышли картинки- иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.

Ребята вы такие смышленые поможете же иллюстрациям вернуться в свои сказки.

У вас на столах лежат разрезные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой  сказки, изображённый на них герой. ( по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее .

4 конкурс: « Чудесный мешочек»

Воспитатель: У меня в руках  «чудесный мешочек». Вам предстоит достать из мешочка ( с закрытыми глазами) предмет, и назвать из какой он сказки. (Дети из разных команд по одному подходят и достают из мешочка  предмет  и отгадывают сказку. Предметы:  яблоко, зеркало, верёвка, орех, белка, рыбка, петушок, и др.)

Отдохнём и немножко разомнёмся:

Разминка:

Ветер по морю гуляет  (поднять  руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет  (махать руками)

Он бежит себе в волнах   (пальцы сцеплены в замок)

На раздутых парусах  (опустить руки вниз)

Мимо острова крутого   (расцепить руки, присесть на корточки)

Мимо города большого  (встать)

Пушки с пристани палят  (хлопать в ладоши)

Кораблю пристать велят   (топать ножками).

5 конкурс:  «Дальше- дальше»

Воспитатель:  Я буду каждой команде задавать вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.

1. Сказочный персонаж исполняющий желания.  (золотая рыбка)

2. Назвать место, где спала царевна непробудным сном.  (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна?  (ветер)

4. Жилище старика и старухи.  (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море. (3 раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану?               ( в комара,  в муху, в шмеля)

7. Что у Царевны- Лебеди блестело под косой? ( месяц)

А во лбу?  (звезда горит)

8. Как звали трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда)

9. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына)

10. Кто ходил и днём и ночью по дубу? (кот учёный)

 6 конкурс: «Найди ошибку»

Воспитатель: Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.

1. Три соседки под окном

Пряли поздно вечерком. (Сказка о царе Салтане)

2. Свет мой, зеркальце, скажи

Да мня не обмани

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее. ( О мертвой царевне)

3. Жил старик со своею женою

У самого синего моря

4. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова буяна

В царство славного Ивана.

7 конкурс: Игра «Мозговой штурм».

 (на примере «Сказки о царе Салтане).
Обсудить с ребятами ситуации из которых на первый взгляд нет реального выхода:
1. Что было бы с царицей и её сыном, если бы их бочку не прибило к берегу? (Ответы ребят).
2. Что стало бы с лебедем, если бы князь Гвидон не убил бы из лука коршуна? (Ответы ребят)

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы и каждая команда заработала много очков – фишек. (Дети считают фишки, воспитатель подводит итог)

Воспитатель: А наше занятие подошло к концу.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них!

 

 

 

×
×