Автор: Антонова Виктория Васильевна
Использование игровых технологий в преподавании физики.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…
Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра способна решить еще одну проблему.
Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.
Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: “…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть” .
Надо запомнить всем — и учителя, и воспитателям, и родителям, — что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть!
Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.
Учебные игры по физике могут быть разного вида, но в основе их должны лежать физические знания или умения.
Формы игр.
Игра может быть: индивидуальная ( каждый играет за себя), групповая, коллективная.
Структура игры. В каждой игре обычно бывает 4 этапа:
1 — Мотивация;
2 — Инструктаж;
3 — Выполнение игрового задания;
4 — Подведение итогов.
Разъяснения
Для осуществления мотивации вы должны придумать, как сделать, чтобы будущие игроки почувствовали интерес к тем действиям, которые им предстоит совершить, к цели игры и захотели в нее «включиться».
Инструктаж — это рассказ о том, в чем заключается игра, и что должен делать каждый игрок,
Выполнение игрового задания — это сам ход игры.
В «Подведение итогов» входит объявление победителя, награждение отличившихся, оглашение главных причин неудач.
Этапы работы по созданию игры:
-
создание замысла; 2 — наполнение замысла конкретным содержанием.
Часть 1. Создание замысла игры
1. Прежде всего, решите, зачем вы хотите провести игру, или ответьте на вопрос: «Чего Я хочу добиться?» (этот вопрос будет первым).
Ответ определит цель; её вам придется выбирать из следующих вариантов: хочу проверить или развить а) знания по предмету, б) мышление, в)воображение, г) речь, д) способность общаться, е) принимать решение, ж) доказывать, з) быстро действовать.
2. Ответьте себе на второй вопрос: «На каком конкретно учебном материале будет строиться игра?» Этим вы определите тему игры и тему проверяемых
знаний.
3. Дайте себе ответ на третий вопрос: «Какие конкретно у м е н и я будут проверять?»
4. Обдумайте ответ на четвертый вопрос: «За счёт каких действий игроков может быть осуществлена намеченная проверка знаний и умений либо их развитие?». Чтобы ответить на него, нужно решить: в какую деятельность в ходе игры вы хотите «включить» игроков.
5. Ответьте на пятый, самый обширный вопрос: «Как будет организована игра?». Для этого предстоит решить:
а) какую форму вы придадите игре (коллективную, групповую,
индивидуальную),
б) сколько у игры будет этапов,
в) какое время отводится на каждый этап.
г) что конкретно должны делать игроки на каждом этапе, т.е. какие виды заданий им предложат,
д) будут ли — как и кто — фиксировать результаты игры,
е) предусматривается ли обсуждение итогов? Если «да», то в какой форме,
ж) будут ли призы или награды? За что их вручают? Кто это будет делать?
6. Продумайте, как будут проходить основные этапы игры (1 -мотивация, 2 — инструктаж, 3 — выполнение игровых заданий, 4 -подведение итогов). Пояснение. Выполнив шаги 1 — 6, вы создадите замысел игры, ее основу, скелет.
Часть 2. Наполнение игры конкретным Физическим содержанием.
Эта часть заключается в придумывании связанных с физикой (пройденным материалом) игровых заданий, вопросов и действий, которые будут предложены игрокам.
Пример «Создаю игру»
Часть 1. Выстраиваю замысел игры, а для этого отвечаю на вопросы 1 — 6. 1.Зачем хочу провести игру?
Хочу проверить знания основных терминов, определений, законов, устройств.
2. На каком материале будет строиться игра?
По теме электромагнитные явления в 9 классе. По этой теме я намерена проверять знания.
З. Какое умение будет проверять игра?
Проверять буду умения определять физическое явление и его проявление в технике, жизни.
4. За счет каких действий будет выполнена проверка знаний и умений? Проверку знаний буду вести путем получения устных ответов на заданные вопросы. Проверка умений будет проходить по карточкам с рисунками.
5. Как будет организована игра.
Игра будет групповая: в ней участвуют 3 группы учащихся (по рядам).
• У игры будет 7 этапов.
• На каждый этап отводится 4 мин.
• Результаты игры будут фиксировать учащиеся-«смотрители». • Обсуждение итогов игры не предусматривается.
• Награды
будут вручены командам победительницам, набравшим большее количество баллов каждого этапа. Их вручит Главный «смотритель».
6. Как будут проходить основные этапы игры?
Мотивация. Учитель объявит: «Сегодня на уроке будет соревнование на звание «Наш лучший ФИЗИК». Участники — три ряда. Разыгрываем три первых места. Победители получат сладкие призы и отличную отметку в журнал. Готовы сражаться? — Готовы! Хорошо!».
Инструктаж.
Игры можно создавать совместно с учащимися.
Немного расскажу про игры, которые можно проводить при изучении нового материала. Ведь изучение нового материала — наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Организация изучения нового материала на уроке может достигаться: (слайд 6 )
— посредством устного изложения материала;
— посредством работы с печатным текстом;
— в процессе работы с наглядностью;
— в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Древо познания», «Чистая доска», «Крокодил».
В игре «Древо познания физики» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке физики, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут оцениваться и прикрепляться к «древу познания физики» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). Когда данная тема будет изучена, можно использовать это древо для изучения следующей темы. Например: вопросы по теме «Давление газов и жидкостей» — 1.«Почему воздушный шар, мыльный пузырь всегда круглый?»; 2.«Почему гелий называют «солнечным» газом?» (в честь Гелиоса – бога Солнца. А для того, чтобы гелий стал твердым, его нужно не только охлаждать, но еще и очень сильно сжимать.); 3. «На какую глубину может погрузится человек без водолазного костюма?» и т.д.
Игра «Чистая доска». Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, формулой, символом и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».
Игра «Крокодил» и правила её немного различаются, поэтому необходимо прочитать текущие правила и принять их на вооружение, чтобы не было споров, во время игры.
1. Игрок показывает физическое явление, физическую величину, термин, все что относится к данной теме или вообще к физике используя только мимику, жесты, движения.
2. Запрещается произносить слова (любые, даже «да», «нет» и т. п.) и звуки, особенно те, по которым легко угадать слово .
3. Запрещается губами проговаривать слова.
4. Желательно (на усмотрения игроков) не указывать на окружающие вас предметы, оказывающие на загаданное слово.
5. Для показа слова или группы слов (в зависимости от конкурса) отведено определенное время. Если правильный ответ не прозвучал до окончания этого срока, то слово считается не угаданным.
6. Внимание! Слово считается разгаданным, когда команда произнесла это слово именно так, как оно было загадано (именно с теми же приставками, суффиксами и т. п.)
7. Запрещается показывать загаданное слово по буквам, т. е. показывать слова первые буквы, которых будут складывать загаданное слово!
8. В зависимости от конкурса и ваших успехов в игре у вас будет формироваться счёт. В конце игры побеждает та команда, на счету которой больше всего баллов.
9. Во время показа слова роль судьи играет любой игрок из противоположной команды, который садится рядом с компьютером и как только он слышит правильный ответ, сразу нажимает на загаданное слово, что воспринимается, как правильно отгаданное слово. Он также информирует от величине оставшегося времени.
10. Каждый конкурс имеет небольшие нюансы по методике подсчета очков и структуре показа слов. Перед каждым конкурсом они будут описаны.
М. Ломоносову принадлежит такая мысль: “Глаза человека — это точный измерительный прибор”. Глазомер как измерительный прибор необходим людям всех профессий.
«Каков объем сосуда?»
Какой только формы не бывают сосуды для жидкостей! Интригующе интересно проверить на глаз действительную вместимость некоторых из них… Это весьма полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. д. Предложите детям проверить свой глазомер, выполняя различные задания дома. Затем проведите между ними соревнование. Поставьте перед школьниками сосуды различной емкости: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Пусть они на глазок определят их емкость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, гравированного сосуда или того же стакана; который вмешает 200 мл воды, в присутствии ребят проверьте их данные.
«Сантиметр всегда с собой!»
Предложите ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между их концами. Пусть ребята сантиметром проверят свои замеры. Пусть также определят на глаз, проверят и запомнят, сколько сантиметров между их указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем, между большим и мизинцем. Сколько сантиметров от конца среднего пальца до локтя, от конца среднего пальца до плеча, между концами указательных пальцев, когда руки раздвинуты в стороны. Свой рост и шаг в сантиметрах… Много еще можно сделать измерений, но все это бесполезно, если не постараться все это надолго запомнить.
«Взвесь на руке»
На 8-10 предметов разной величины наклейте номера, написанные на небольших бумажках, затем взвесьте их на весах и запишите результаты.
Несколько играющих — один за другим прикидывают массу предметов на руках, затем расставляют их от самого легкого до самого тяжелого или наоборот. Можно записать и по номерам. Ведущий просматривает эти записки и определяет, кто сделал верные прикидки.
Подводя итог необходимо отметить, что игры позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса физики, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.
Для учителя игра является средством изучения детей.
Я стараюсь использовать на своих уроках и элементы игры (изучение инерции -«Суд над инерцией»), иногда игре посвящаю весь урок (турниры по повторению изученного материала), есть и моменты, когда показываю фрагмент мультфильма «Физика для самых маленьких». Ребятам нравится смотреть и обсуждать видео — опыты. Игра и ее элементы заметно проявляют интерес к физике. Я и дальше буду практиковать разные игры, находить, придумывать, давать детям задания для создания новых игр.
К.Д.Ушинский писал: «Мы придаем такое особое значение детским играм, что если б устраивать учительскую семинарию, то сделал бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».
Уважаемые коллеги давайте будем помнить, что вначале была игра.
И как говорил Энштейн : « Теоретическая физика — это детские игрушки по сравнению с игрой!»
Пример «Создаю игру»
Часть 1. Выстраиваю замысел игры, а для этого отвечаю на вопросы 1 — 6.
1.Зачем хочу провести игру?
Хочу проверить знания основных терминов, определений, законов, устройств.
2. На каком материале будет строиться игра?
По теме электромагнитные явления в 9 классе. По этой теме я намерена проверять знания.
З. Какое умение будет проверять игра?
Проверять буду умения определять физическое явление и его проявление в технике, жизни.
4. За счет каких действий будет выполнена проверка знаний и умений? Проверку знаний буду вести путем получения устных ответов на заданные вопросы. Проверка умений будет проходить по карточкам с рисунками.
5. Как будет организована игра.
Игра будет групповая: в ней участвуют 3 группы учащихся (по рядам).
• У игры будет 7 этапов.
• На каждый этап отводится 4 мин.
• Результаты игры будут фиксировать учащиеся-«смотрители». • Обсуждение итогов игры не предусматривается.
• Награды будут вручены командам победительницам, набравшим большее количество баллов каждого этапа. Их вручит Главный «смотритель».
6. Как будут проходить основные этапы игры?
Мотивация. Учитель объявит: «Сегодня на уроке будет соревнование на звание «Наш лучший ФИЗИК». Участники — три ряда. Разыгрываем три первых места. Победители получат сладкие призы и отличную отметку в журнал. Готовы сражаться? — Готовы! Хорошо!». Инструктаж.
Игры можно создавать совместно с учащимися.