Автор: Киркитадзе Светлана Алексанлровна
Киркитадзе С.А.
Воспитание патриотизма на уроках
иностранного языка
*Киркитадзе Светлана Александровна, преподаватель иностранного языка
БГПОУ Бирский многопрофильный колледж (Бирск, Россия)
Аннотация. В статье
рассматриваются проблемы патриотического воспитания учащихся и некоторые приемы
и формы проведения занятий на уроках английского языка.
Ключевые слова:
патриотизм, урок английского языка, чувство патриотизма, история и культура,
Родина.
Патриотическое воспитание –
это неотъемлемая составляющая
гармонично развитой личности.
Патриотизм. Что это такое? В современном
мире, где мы живем, патриотизм немодное слово, иными словами, быть патриотом
сейчас не модно.
Потеря жизненных ориентиров, отсутствие
целей, замена семейных ценностей алкоголизмом и наркоманией, поп-культурой так
называемых «звезд»- все это работает против нашей жизни.
Перед детьми стоят
вопросы: «Кто мы?», «В чем смысл нашей жизни?». Ответить на эти вопросы должны
помочь взрослые: родители и учителя.
На чем основывается
патриотизм? На любви к родителям, друзьям, родному городу, деревне,
улице, на которой живем, дому,
семье. Любовь к Родине начинается с
семьи, друзей, родного края. Просто необходимо прививать подрастающему
поколению чувство гордости за культуру России, ее достижения и успехи. Все это
очень сложно сделать в условиях современного мира, где идет «очернение» и
принижение достижений нашей страны, принижается и вытесняется важнейшая роль
СССР во Второй мировой войне.
Обидно за наших отцов и
дедов. Важно помнить о подвигах наших прадедов, воспитывать у учащихся
стремление встать на защиту интересов Родины.
Е.И. Пассов в своей книге «Урок иностранного
языка в средней школе» отметил, что «одной из основных забот школы является
патриотическое воспитание учащихся. Оно включает в себя: воспитание идейной
убежденности и политической сознательности, развитие общественной активности.
» В связи с этим, какие материалы
(тексты, темы и т.п.) должны использоваться на уроке? Это рассказы о Родине и
ее истории, о лучших людях, о беззаветном героизме советских людей в годы
войны, о природе, музеях, музыке, литературе.
Среди
множества учебных дисциплин предмет « английский
язык» занимает особое место. Его
своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают
умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством
получения новой и полезной информации. Преподавание английского языка в
современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию
гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная
направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев,
традиций и прежде всего, языка другого
народа.
Темы в УМК Ваулиной Ю.Е.,
Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс (Английский в фокусе), над которыми учителя
работают на уроках иностранного языка, самые разнообразные. И очень важно,
чтобы ученик ощущал уважение учителя к народу, убеждался в глубоком знании
учителем страны, ее истории, ее места в мире. Особенно это должно проявляться
при сравнении образа жизни у нас и за рубежом. На уроках изучаются такие темы
как: «Мой дом», «Моя семья», «Мои любимые праздники», «Моя любимая еда», «Моя
одежда», «Город и село» и т.д.
Учащиеся рассказывают о
своем доме, семье, предпочтениях в еде, одежде, изучают прошлое своей семьи,
представляют проекты генеалогических деревьев «My family tree», рассказывают о национальных блюдах
своей страны.
Также, на уроках мы
проводим сопоставительный анализ пословиц и поговорок на русском и английских
языках:
«East or west, home is best» — «В гостях хорошо, а дома лучше»,
«There is no place like home» – «Дома и стены помогают».
Все это имеет большое
значение в формировании патриотического воспитания. Так учащиеся рассказывают о людях нашей
страны, которыми можно гордиться. Проект называется «Men of honour». Также мы работаем над темами
«Культура и литература», «Искусство», «Семейные праздники», «Климат и
географическое положение России», «Мой родной край». Учащиеся делают проекты о
великих художниках и писателях России. Большую роль в патриотическом воспитании
школьников играет использование краеведческого материала. Учащиеся изучают и
рассказывают о достопримечательностях России и родного края, составляют
приглашения иностранным друзьям в свой город, организовывают виртуальные
экскурсии по городу, рассказывают о достопримечательностях своего города.
Целью обучения иностранному языку в школе
является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в
способности к речевому общению. Учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемых
языков, расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет
принимать активное участие в диалоге культур. Вряд ли можно воспитать
патриотизм, чтением и пересказами текстов и т.п. Нужно, чтобы ученик на каждом
шагу осознал важность значения культуры и истории своего края и страны.
Литература:
1. Учебники для
общеобразовательных организаций // Ваулина Ю.Е., Д.Дули, О.Е.Подоляко,
В.Эванс(Английский в фокусе)
2. .Е.И.Пассов. Урок иностранного
языка в средней школе // М.: Просвещение, 1988.-223.с.
3. Полат Е.С. Метод
проектов на уроках иностранного языка.//Иностранные языки в школе. 2000, №2,3.
4. О.И. Палей. Работа с пословицами на уроке
английского языка.
5. Федеральный
государственный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки
Рос.Федерации // М.:Просвещение, 2010(Стандарты второго поколения)