Автор: Бурминский Вадим Викторович
Современное обучение, в том числе и иностранным языкам, ориентировано на среднего ученика. Опираясь на многие исследования и личные наблюдения, можно сказать, что школьное обучение не уделяет должного внимания индивидуальным особенностям обучающихся, из-за чего слабые ученики становятся неуспевающими, а сильные теряют интерес к предмету. Именно поэтому, вопрос индивидуализированного обучения становится актуальным, в особенности в обучении иностранным языкам из-за групповой формы обучения.
Индивидуализация обучения остается актуальной темой для многих ученых и педагогов несмотря на то, что она достаточно изучена. Многие ученые, такие как А. Кирсанов, И.Э. Унт, Н.М. Шамахаев, Е.И. Пассов, в своих трудах определяли феноменологию индивидуализации, выделяли ее различия с дифференциацией, разрабатывали технологии и приемы применения индивидуализации в обучении различным дисциплинам.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы, остаются вопросы, которые требуют продолжения исследования. Особенно остро стоит вопрос использования различных приемов обучения, соответствующих индивидуализированному подходу в обучении иностранным языкам ввиду особого места дисциплины «Иностранный язык» среди предметов школьного курса. Препятствия в использовании индивидуализации в обучении иностранному языку обусловливаются рядом противоречий:
1. противоречием между индивидуальным процессом усвоения иностранного языка и групповой формы организации занятия;
2. противоречием между методами и приемами работы в группе и многочисленными индивидуальными характеристиками, присущими конкретному обучающемуся;
3. противоречием между реальной нагрузкой учителя и большой трудоемкостью в реализации индивидуализации обучения.
Данные противоречия приводят к необходимости дальнейшего изучения возможностей индивидуализировать обучение иностранному языку. Таким образом, объектом нашего исследования является процесс обучения английскому языку на среднем уровне, предметом исследования – способы индивидуализации в процессе обучения английскому языку.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. изучить цели и содержание обучения иностранному языку на среднем уровне;
2. рассмотреть понятие индивидуализации в обучении английскому языку и сопоставить его с такими понятиями как дифференциация и персонализация;
3. исследовать способы индивидуализации на уроках английского языка;
4. провести анализ УМК для среднего уровня на предмет использования методов и приемов индивидуализации;
5. организовать и провести пробное обучение в школе;
6. разработать рекомендации по использованию методов и приемов индивидуализации на уроках английского языка.