Автор: Медведева Александра Константиновна
Транспортный налог в Российской Федерации и перспективы его развития
Аннотация: Транспортный налог является региональным налогом в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации и введен с 1 января 2003 г. главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли и от своевременности их поступления напрямую зависит своевременность и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе налогообложения недвижимости в России. Налог на транспортные средства является довольно новым в налогообложении. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица. Все эти вопросы рассматриваются в данной работе.
Ключевые слова: транспортный налог, транспорт, налогообложение, налог.
На сегодняшний день транспортный налог является молодым налогом, который постоянно пересматривается и модифицируется. Это связано с постоянным увеличением количества автотранспорта в регионах Российской Федерации, что напрямую влияет на состояние и качество дорожного покрытия. В связи с этим в регионах применяются законы субъектов РФ о транспортном налоге, который с каждым годом не только не уменьшается, но и увеличивается. От чего в бюджет увеличиваются налоговые поступления от денежных средств. Рост денежных поступлений в бюджет не должен быть ошеломляющим, так как средства, полученные от уплаты транспортного налога, будут направлены на реконструкцию и строительство новых дорог. Чтобы разобраться в этом вопросе и даже проблеме, необходимо начать с определения транспортного налога [5, c. 102].
Транспортный налог — это налог, взимаемый с зарегистрированных владельцев транспортных средств. Спорным вопросом платы за перевозки является отсутствие современной налоговой базы. В настоящее время налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства. Этот показатель, мягко говоря, неудачный. Основываясь на зарубежном опыте, можно сказать, что в большинстве стран Европы налоги и транспортные сборы являются адресными, а в налоговую базу берутся показатели того, что транспортное средство оказывает прямое негативное воздействие на дорожное покрытие или окружающую среду.
Транспортный налог – это налог, которым облагаются владельцы зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога стало следующим шагом в проводимой в России налоговой реформе. Транспортный налог заменен налогом на владельцев транспортных средств, налогом на использование дорог, налогом на недвижимое имущество физических лиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и акцизами на продажу автотранспортных средств для личного пользования граждан. [2, c. 65]
Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговая база, объект налогообложения, порядок исчисления, ставка и сроки уплаты налога.
Юридически исчисление и порядок взимания сбора регулируются Налоговым кодексом. Налогом облагаются все наземные, воздушные и водные перевозки. Максимальный размер ставки установлен НК РФ, а распределение по категориям осуществляется на региональном уровне. На месте тариф можно дифференцировать в зависимости от мощности автомобиля, его возраста, вместимости и т.д. Здесь условия оплаты, льготы и налогооблагаемые объекты определяются в соответствии с категориями.
Транспортному налогу предшествовали отчисления в дорожные фонды. Они проводились только организациями. С появлением налога оплата стала обязательной для всех автовладельцев. Их основная задача – поддерживать дороги в исправном состоянии, что обеспечивает безопасное передвижение участников дорожного движения. Если сравнивать транспортный налог со взносами, то его взимание не всегда оправдано. Полученные средства не всегда используются по назначению.
Вопросы транспортного налога до сих пор остаются дискуссионными. Транспортный налог снова реформируют. На этот раз они хотят включить его в цену бензина. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже получили поддержку в Комитете по промышленной политике Совета Федерации, концепция уже внесена в Госдуму. Но правительство РФ и Президент РФ отклонили это направление по совершенствованию процесса изъятия этого налога. Некоторые законодатели высказывают мнение, что стоит взимать плату за проезд большегрузных автомобилей свыше 12 тонн. За счет него и повышенных акцизов будет пополняться Федеральный дорожный фонд. Деньги от него будут направлены на ремонт, содержание и строительство федеральных трасс. [9, c. 49]
Депутаты Европарламента намерены снять с граждан дополнительную налоговую нагрузку при продаже автомобиля. В Сейм внесен законопроект об устранении двойной уплаты транспортного налога. В настоящее время согласно действующей редакции НК РФ, например, если в марте автовладелец снял свое транспортное средство с учета и совершил сделку купли-продажи, то налог за 2022 год будет рассчитываться с учетом коэффициент 3/12. В свою очередь покупатель этого автомобиля будет платить налог 10/12. Иными словами, за месяц, в котором автомобиль покупается и продается, транспортный налог взимается как с продавца, так и с покупателя в полном объеме. По мнению авторов изменений, это противоречит принципам налогового законодательства и необоснованно возлагает на граждан дополнительную налоговую нагрузку.
Данным законопроектом предлагается при установлении коэффициента, используемого при исчислении транспортного налога, когда регистрация или списание транспортного средства происходит в пределах календарного года (налогового периода), за целый месяц принимается только месяц регистрации транспортного средства. [1, c. 39]
В случае утверждения счета-фактуры новые правила предполагают, что в этом случае транспортный сбор за месяц, в котором транспортное средство переоформлено, будет оплачивать только покупатель. Однако законопроект не устраняет проблемы двойного налогообложения, если транспортное средство было аннулировано в том же месяце, когда оно было ранее зарегистрировано. В этом случае и продавец, и покупатель все равно будут платить налог.
Минфин анонсировал проект, согласно которому транспортный налог на 2025 год будет повышен на автомобили возрастом менее пяти лет, средняя стоимость которых колеблется от 5 до 10 миллионов. Если автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов и ему меньше десяти лет, или более 15 миллионов и возраст автомобиля меньше двадцати лет, то налог будет взиматься в размере трехкратного. [8, c. 13]
Депутаты предлагают сделать скидку по транспортному налогу для гибридных автомобилей на 50 процентов, а для электромобилей — на 100 процентов. При расчете транспортного налога учитывается суммарная мощность гибрида: ДВС плюс электродвигатели. Имеет смысл исключить мощность электродвигателя. Это будет как раз около 50 процентов.
Помимо дорожного налога, должны быть предусмотрены и другие стимулы для владельцев автомобилей покупать экологически чистые автомобили. В том числе снижение тарифов на них. Сегодня 48 процентов стоимости электромобиля составляют сборы, которые необходимо уплачивать в государственную казну. Это пошлины, НДС, утилизационный сбор. Если учесть, что стоимость гибрида уже в среднем процентов на 50 выше стоимости аналога, такой автомобиль становится просто золотым. Поэтому участники круглого стола предлагают снизить тарифы на гибриды на 50 процентов, а на электромобили — на 100 процентов. Также предлагается разрешить электромобилям передвигаться по выделенным полосам и парковаться бесплатно. Последнее предложение уже одобрено правительством Москвы.
При этом количество автомобилей в России растет из года в год. В России население составляет 143 млн человек и примерно 40 млн семей, то есть почти все семьи владеют автомобилем. Таким образом, проблема обложения населения транспортным налогом касается практически всех граждан Российской Федерации; поэтому реформа этого налога должна учитывать все аспекты налогообложения: плательщиков, льготных категорий, ставок и, конечно же, объекта налогообложения. Внедрение механизма справедливого взимания транспортного налога будет способствовать улучшению социально-экономического аспекта налогообложения индивидуальных владельцев транспортных средств. [7, c. 123]
Необходимость реформирования российской налоговой системы в части транспортного налогообложения определяется постоянным совершенствованием и развитием действующего законодательства. Роль государства в реформировании налоговой системы, налогообложения и налоговых правоотношений между налогоплательщиками и органами власти должна заключаться в установлении социально справедливых, конституционных прав, обязанностей и обязанностей органов власти и граждан перед государством и обществом.
Отмена налога на лошадиные силы облегчит жизнь автовладельцам, которые используют свои транспортные средства в небольшом объеме. Это сделает выплаты справедливыми. Это станет актуальным для владельцев транспортных средств в зависимости от ряда аспектов: сезонности и регулярности его использования; эксплуатация проезжей части; Расположение АТС в конкретном регионе.
Повышение розничной цены на бензин вместо налога на транспортные средства позволит оплачивать придорожный ремонт владельцам автомобилей, которые используют их больше всего.
Но есть и негативные стороны отмены транспортного налога: [4, c. 72]
1) Вероятность активизации инфляционных процессов приведет к скачку цен. Это повлияет на стоимость проезда в городском транспорте, сельскохозяйственной продукции и т.д.
2) Включение оплаты в цену бензина лишит возможности платить владельцев транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива. Это яхты, троллейбусы, снегоходы, гидроциклы и другие транспортные средства.
3) Увеличивает стоимость работы с оборудованием, использующим бензин. Это дизельные генераторы, промышленные пылесосы, бензопилы, газонокосилки, насосы и др.
Многообразие перспектив совершенствования транспортного налога дополняется неоднократной необходимостью реформирования системы транспортного налогообложения. Более очевидная альтернатива — повышение цен на бензин.
Список литературы
1. Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. — М.: Проспект, 2020. 272 с.
2. Арзуманова Л. Л., Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право. Общая часть. — М.: Норма, 2019. 52 с.
3. Дубровин В. В., Дубровина Е. Г. Налоговые преступления. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты. Учебное пособие- М.: МГИМО-Университет, 2019. 286 с.
4. Налоговое право: учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. М.: Проспект, 2016. 528 с.
5. Налоговое право. Учебник / под ред. Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2020. 704 с.
6. Смолицкая Е.Е. Законные налоговые схемы. — М.: Проспект, 2020. 288 с.
7. Судебная практика Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам. Учебно-практическое пособие / под ред. Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2020. 592 с.
8. Тимофеев Е. В. Налоговое право России – практическое и увлекательное. Полутом I. От основ к источникам и основным принципам. — М.: Арт-Ресурс, 2018. 350 с.
9. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2017.
10. Цинделиани И. А. Вопросы налогового права в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2019. 808 с.