Автор: Гостеева Галина Робертовна
Формирование
творческого читателя в семье
Литература, как и математика, чтобы раскрыться читателю во всей своей красоте, предполагает определённый уровень знаний, культуру чтения. Можно прочитать роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» как детектив, а поэму Вен. Ерофеева «Москва – Петушки» как рассказ о пьянице. А можно увидеть в великом творении 19 – го века философские раздумья писателя о праве вершить добро насилием, раздумья, предварившие и обозначившие.
Почти все трагедии века 20 – го. Да и книга Вен. Ерофеева (при всей несопоставимости с гениальным творением Достоевского) может быть понята только тогда, когда читатель, посмотрев на название, вспомнит о путешествии героя «Божественной комедии» Данте, о радищевского «Путешествии из Петербурга в Москву» и странствиях Чичикова в гоголевских «Мёртвых душах», о чём ему скажет и обозначенный Ерофеевым жанр книги — «поэма» .
Итак, чтобы стать умным, образованным человеком, необходимо
прежде всего научиться правильно читать, анализируя прочитанное.
Поэтому творческому чтению надо учиться с детства, в семье, и чем раньше, тем лучше.
До трёх лет ребёнок должен научиться бережному отношению к
своим игрушкам, книгам – раскладушкам. На ночь перед сном ему
нужно рассказывать или читать сказки о добре, помощи слабым, о
вежливости, об уважении к старшим. Показывать это на взаимоотношениях в семье.
Днём нужно предлагать ребёнку развивать устную речь, глядя на картинки в книге. Задавать ему вопросы по картине: о чём, почему, каким цветом, что хорошо и что плохо и т. д. Потом предлагать ребёнку
пересказать услышанное при чтении ему сказки или рассказа.
А если попробовать ему нарисовать об услышанном?! Пусть рисует
мелками, карандашами, акварельными красками. Фломастерами пользоваться детям нельзя (токсичный запах и цвета не смешиваются).
Если в семье организованы систематические семейные чтения, —
это очень важно и полезно всем — и взрослым, и детям. Потом проводятся обсуждения прочитанного — что понравилось, а что — нет. Читают члены семьи по очереди, кто свободен от работы, остальные слушаюти принимают участие в обсуждении прочитанного. Хотя кажется, что они заняты каждый своим делом и игрушками, они всё слышат, всё
впитывают в себя, как губка. Живо реагируют на интонацию звука читаемых слов, фраз и целых предложений, и таким образом подчиняют своё настроение вашему.
Конечно, не все книги нужно брать для семейного чтения — это очень важно . Нужно читать такие книги, которые написаны красивым грамотным русским языком, доступным пониманию всех возрастов читателей, чтобы было чему учиться во время чтения, равняться на лучших героев произведения, учиться хорошим поступкам. Хороши книги о природе (о жизни животных и растений, обитателях моря и птицах), с иллюстрациями. При этом у всех появляются положительные эмоции, что очень важно для здоровья. К тому же воспитывается любовь к природе, её понимание. Человек ведь часть природы, и через любовь к природе
также воспитывается любовь к людям.
После прочитанной книги нужно обратить внимание ещё раз на автора, высказать слова благодарности за такую хорошую книгу.
После чтения хорошо бы послушать спокойную мелодию из классиков
либо в записи, а лучше послушать живое исполнение на рояле (фортепиано) и т.д. Это формирует эмоциональный настрой. Хочется совершить что-то доброе, важное, нужное, побуждает к творчеству, особенно детей. Они пытаются выразить себя в рисунке, в музыке, в поэзии! И, естественно, пробуждается любовь к книге, появляется желание читать и читать.
При встрече с друзьями они делятся впечатлениями и влияют положительно на тех, кто ещё не познал радости чтения, творчества. И у них пробуждается интерес к знаниям, показать своё умение быть чем – то полезным для общества.