8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Слагаемые родительской любви: понимание, принятие, поддержка.

Автор: педагог-психолог Зеймалс Инна Айваровна

Автор:  Зеймалс Инна Айваровна

педагог-психолог учебного отдела

филиал ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» в  г. Мурманске

zejmals@list.ru

ссылка — https://mcoip.ru/

 

  Слагаемые  родительской  любви:  понимание, принятие, поддержка.

Какое другое счастье в жизни может сравниться со счастьем, быть родителем? Сначала мы с трепетом и волнением ждём появления в нашей жизни этого чуда, потом думаем о том, как правильно его воспитывать,  в какой-то момент начинаем задумываться о том, а кто кого собственно воспитывает? Вот тут-то вдруг и доходит до нас смысл народной мудрости о том, что «маленькие детки – маленькие бедки», а что делать, когда  наступает пресловутый подростковый возраст? И уж сколько, кажется, всего о нём написано, а вопросы родителей всё не иссякают. И ко мне на консультации частенько приходят встревоженные мамы и папы, которые очень любят своих непростых подростков и всей душой хотят найти с ними общий язык. Из этих встреч и родилась идея написать своего рода памятку для родителей.

Основные правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками:

Правила первое – об ограничениях. Ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Если ограничения отсутствуют, это значит, что взрослые идут на поводу у ребёнка, допуская попустительский стиль воспитания, отнюдь не лучший.

Правило второе – о мере во всём. Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

Правило третье – о  родительских установках. Они не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).

Правил четвёртое – о согласованности. Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать, искать лазейки, одним словом, начинают успешно манипулировать взрослыми.

Правило пятое – о доброжелательности и такте. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

Правило шестое — о наказаниях. От ошибок никто не застрахован, и настанет момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Помните, что степень наказания должна соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать. За один проступок наказываем один раз, а не припоминаем бесконечно чужие ошибки.

Правило седьмое – самом главном. Если Вы были неправы, наказали своего ребёнка незаслуженно, были с ним чересчур резки под воздействием слишком сильных эмоций, признайте свою ошибку и попросите у него прощения.  Тем самым Вы продемонстрируете своему чаду пример поведения, способствующего укреплению отношений и ещё раз покажете, что Вам можно доверять.

Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения. Чтобы этого достичь, нужно:

1. Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживать своё желание критиковать, а любой порыв ребёнка что-либо с Вами обсудить, поощрять. Демонстрируйте уважение к подростку, как к личности.

2. Быть одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли не судьи, а советчика.

3. Снимать излишний контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. В случае гиперконтроля ответный гнев не приведёт к успеху, а скорее испортит отношения.

4. Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна ребёнку даже тогда (и в первую очередь тогда), когда он не достигает успеха.

5. Иметь мужество. Изменение поведения требует практики, времени и терпения.

6. Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.

Как не стать его врагом?

1. Главное в отношениях с подростком — ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем — быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.

5. Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.  

Слагаемые родительской любви

ü  Принимайте ребёнка безусловно хотя бы время от времени. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

ü  Активно слушайте его переживания и потребности. Активно слушать – значит «возвращать» ему в беседе то что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

ü  Сопереживайте не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

ü  Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.

ü  Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте своё мнение по любому вопросу, не критикуйте. Если он занят каким-то делом, и не просит у вас помощи, то своим невмешательством вы будете сообщать ему:                      « С тобой всё в порядке! Ты конечно справишься.»

ü  Помогайте, когда он просит вас об этом.

ü  Поддерживайте даже самые незначительные успехи во всём —  в учёбе, спорте и т.д. Словесно выражайте одобрение успехам сына, радуйтесь вместе с ним.

ü  Делитесь своими чувствами (делиться-значит, доверять). Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, скажите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

         Схема «Я — высказывания».

Событие.  «Когда…» (описание нежелательной ситуации)

Ваша реакция.  «Я чувствую…» (описание ваших чувств)

Предпочитаемый исход.  «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желательного варианта поведения)

Пример: Каникулы заканчиваются, завтра надо возвращаться в училище, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания.

Ваши слова: «Когда я вижу, что уроки до сих пор не сделаны, то начинаю нервничать и беспокоится. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до вечера накануне отъезда в училище».

ü   Разрешайте конфликты мирным путём. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

ü  Чаще используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты дома», «Я рада тебя видеть (слышать по телефону)», « Мне нравится , как ты….», «Я по тебе соскучилась», « Давай( посидим, поделаем) вместе», «Ты конечно справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть»….

ü  Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»

ü  Почаще хвалите сына за то:

— что он сделал что-то, требующее усилий

— выполнил какую-то работу

— проявил качество, которое вы цените

— сделал то, о чём вы просили

— справился с чем-то

— был приветлив и отзывчив

— проявил мужество и т.п.

ü  Обнимайтесь, когда есть возможность! В проявлениях родительской ласки подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы

Удачи и терпения Вам в общении с нашими самыми дорогими, непростыми, но главное очень любимыми…У Вас всё получится.  

 

 

×
×