8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Рефлексия – эффективный метод формирования адекватной самооценки в условиях реализации ФГОС.

Автор: Ивашина Татьяна Викторовна

Перед  образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению, самоконтролю и самооценке.         Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать.

     На  формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.

Выделяют  три основных вида самооценки: — адекватная самооценка; — завышенная самооценка; — заниженная самооценка.

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоанализом своей деятельности, своего эмоционального состояния.  Другими словами, тесно связан с рефлексией, которая является обязательным условием создания развивающей среды на уроке в рамках реализации ФГОС.

  Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

     В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

   Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.  Обычно применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

    1.Самый простой вариант — показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

       2.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

        Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

     3.Вариант «Солнышко». Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

 

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

 

    Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  желтого.

4. Лесенка настроения. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно.    Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

 5.Музыкальный тест. Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.

    6.Медвежата. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному медвежонку, настроение которого разделяет в данный момент.         

Рефлексия  деятельности.

     Необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:

Что я делал?

С какой целью?

Почему я делаю это так?

Какой результат я получил?

Какой вариант лучше?

Используются следующие методы.

1.Выбери утверждение:

  • всё понял, могу помочь другим;
  • всё понял;
  • могу, но нужна помощь;
  • ничего не понял;

2.Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • Они мне нравятся больше остальных;
  • Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
  • Они легче остальных заданий;
  • Затрудняюсь ответить.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении

 1. «Комплимент» 

Комплимент – похвала.

Комплимент деловым качествам.

Комплимент в чувствах.

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

   2.Огонёк общения. 

— Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

 — Дети становятся (садятся) в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

— Сегодня меня порадовало…

— Сегодня меня огорчило…

— На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

— Красный цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); желтый – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.  (Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя).

— Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

  Рефлексия содержания учебного материала.

     Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Методы:

— прием незаконченного предложения;

— прием «Выбора афоризма»;

— оценки «приращения» знаний и достижений целей (Высказывания — Я не знал … — Теперь я знаю…)

— прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;

— рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);

— рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое отношение: до / после изучения темы)

1.      Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

2.     Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для

        5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка

        в соответствии с этапами урока:

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

3.Синквейн – составление четверостишия по схеме:  

        первая строка – понятие, выраженное существительным,

        вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

        третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к

        понятию,

        четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или

        расширение смысла.

Дедушка Мазай и зайцы.

Добрый, бедные.

Плыл, спас, чуть не утонули.

Дед Мазай спас зайцев. Молодец!

Друг животных.

      4.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:       

  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?

     5.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,

по просьбе учителя…):

  • Что нам удалось узнать?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Рефлексия бывает двух видов:

— индивидуальная;

— коллективная или групповая.

Индивидуальная рефлексия

1.     Прием «Получил ответ или нет» (! — ?);

2.     «Что если …»

3.     Упражнение «плюс – минус – интересно»;

4.     Анкета (1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался и др.);

5.     Прием графического организатора («грабли», «гроздь»)

Коллективная или групповая

1.     Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);

2.     Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»);

3.     Прием «Пошаговые действия»

— подумайте над вопросом индивидуально;

— поделитесь мнением с партнером

— поделитесь мнением в группе и примите решение;

— выберите ученика, который представит остальным ваше решение.

Групповая —  учащиеся по кругу высказываются одним предложением из рефлексивного экрана на доске:

 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно …

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что

 

Рефлексия залог развития не только для учащихся,  но и для педагога.

Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается.

·        Что я делаю?

·        С какой целью?

·        Каковы результаты моей деятельности?

·        Как я этого достиг?

·        Можно ли сделать лучше?

·        Что я буду делать дальше?

Рефлексия на уроке —  это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс.

Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:

самостоятельность, предприимчивость и конкурентноспособность!

×
×