Автор: Ивашина Татьяна Викторовна
Перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению, самоконтролю и самооценке. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать.
На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.
Выделяют три основных вида самооценки: — адекватная самооценка; — завышенная самооценка; — заниженная самооценка.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоанализом своей деятельности, своего эмоционального состояния. Другими словами, тесно связан с рефлексией, которая является обязательным условием создания развивающей среды на уроке в рамках реализации ФГОС.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Обычно применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
1.Самый простой вариант — показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
2.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
- синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
- жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
- фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
- чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
- коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
3.Вариант «Солнышко». Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки красного цвета, если нет, желтого.
4. Лесенка настроения. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
5.Музыкальный тест. Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.
6.Медвежата. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному медвежонку, настроение которого разделяет в данный момент.
Рефлексия деятельности.
Необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я делаю это так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Используются следующие методы.
1.Выбери утверждение:
- всё понял, могу помочь другим;
- всё понял;
- могу, но нужна помощь;
- ничего не понял;
2.Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- Они мне нравятся больше остальных;
- Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
- Они легче остальных заданий;
- Затрудняюсь ответить.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении
1. «Комплимент»
Комплимент – похвала.
Комплимент деловым качествам.
Комплимент в чувствах.
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
2.Огонёк общения.
— Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
— Дети становятся (садятся) в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
— Сегодня меня порадовало…
— Сегодня меня огорчило…
— На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
— Красный цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); желтый – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения. (Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя).
— Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
Рефлексия содержания учебного материала.
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Методы:
— прием незаконченного предложения;
— прием «Выбора афоризма»;
— оценки «приращения» знаний и достижений целей (Высказывания — Я не знал … — Теперь я знаю…)
— прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
— рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);
— рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое отношение: до / после изучения темы)
1. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
2. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для
5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка
в соответствии с этапами урока:
- Сначала мы рассуждали так…
- Потом мы столкнулись с проблемой…
- Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
- Мы увидели (поняли)…Значит…
- Теперь мы будем…
3.Синквейн – составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к
понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или
расширение смысла.
Дедушка Мазай и зайцы.
Добрый, бедные.
Плыл, спас, чуть не утонули.
Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
Друг животных.
4.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
5.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,
по просьбе учителя…):
- Что нам удалось узнать?
- Что было самым важным на уроке?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Рефлексия бывает двух видов:
— индивидуальная;
— коллективная или групповая.
Индивидуальная рефлексия
1. Прием «Получил ответ или нет» (! — ?);
2. «Что если …»
3. Упражнение «плюс – минус – интересно»;
4. Анкета (1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался и др.);
5. Прием графического организатора («грабли», «гроздь»)
Коллективная или групповая
1. Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);
2. Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»);
3. Прием «Пошаговые действия»
— подумайте над вопросом индивидуально;
— поделитесь мнением с партнером
— поделитесь мнением в группе и примите решение;
— выберите ученика, который представит остальным ваше решение.
Групповая — учащиеся по кругу высказываются одним предложением из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно …
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что
Рефлексия залог развития не только для учащихся, но и для педагога.
Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается.
· Что я делаю?
· С какой целью?
· Каковы результаты моей деятельности?
· Можно ли сделать лучше?
· Что я буду делать дальше?
Рефлексия на уроке — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс.
Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:
самостоятельность, предприимчивость и конкурентноспособность!