Автор: Копылова Ольга Станиславовна
Каждый день педагог сталкивается с различными проблемами: в общении, в обучении, в воспитании. Все дети очень разные, каждый со своими интересами, способностями, склонностями. Нет одинаковых детей, значит и решение различных проблем и сложных ситуаций будет различным.
Успешное решение педагогических вопросов требует комплексного изучения причин возникающих отклонений в поведении, кризисных переходов от одной возрастной ступени к другой.
С первыми капризами ребенка родители сталкиваются в период кризиса первого года жизни. У детей второго-третьего года жизни отклонения в поведении зачастую проявляются в виде вспышек ярости, которые появляются в ответ на какие-либо ограничения, а также во время укладывания в постель, во время еды, сборов на прогулку. Эти отклонения усиливаются в период кризиса трех лет.
Трехлетний ребенок требует от окружающих признания своей самостоятельности. И делает он это зачастую в конфликтной форме. В три года у детей могут появиться заикание и онанизм, мальчики чаще, чем девочки, проявляют упрямство и недоверчивость, грызут ногти, у них может появляться энурез.
К четырем годам основные отклонения проявляются в виде эмоциональных расстройств, в частности боязливости, робости, пугливости, нерешительности. Чаще отмечается несамостоятельность и пассивность, зависимость, медлительность. Вместе с тем уменьшается конфликтность.
В пять лет мальчики более склонны к реакциям торможения, а девочки, напротив, становятся более возбудимыми. Мальчики проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, обидчивость, легко расстраиваются, долго переживают чувство вины. Девочки чаще возбудимы, расторможены, проявляют истерические черты поведения в виде неустойчивости настроения, капризности, стремлении быть в центре внимания. Они также более подвижны и непоседливы.
Мальчики в шесть лет начинают проявлять повышенную возбудимость и расторможенность, они становятся менее искренними. Девочки в этом возрасте приобретают черты ранимости, повышенной чувствительности, проявляют упрямство и неискренность.
Школьное детство знаменует начало кризиса шести-семи лет. У ребенка возникает внутренняя борьба переживаний, которую он воспринимает как противоречивость между восприятием себя и оценками окружающих. Усложняется этот период трудностями адаптации первоклассника к школе. Наиболее частыми проявлениями отклонений в поведении являются все формы непослушания. В отклоняющемся поведении принято выделять различные формы в зависимости от их социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Формы отклоняющегося поведения:
1. Непослушание. Озорство и шалости могут проявляться в раннем возрасте;
2. Негативизм. Капризы, упрямство, отрицание. Характерен для кризиса 3-х лет;
3. Своеволие. Проявляется в старшем дошкольном возрасте;
4. Недисциплинированность. Первые проявления возможны в старшем дошкольном возрасте;
Чтобы диагностировать нарушение поведения необходимо:
1. Провести анамнестическую беседу с родителями.
Задайте вопросы, которые позволят воссоздать особенности развития ребенка. Зафиксируйте информацию, насколько стабильно и тотально нарушено поведение ребенка. Уточните, дает ли оно условную выгоду ребенку, а возможно и взрослому, предпринимаются ли семьей меры, чтобы снизить выраженность нежелательного поведения ребенка.
2. Наблюдайте.
Проведите наблюдения за ребенком в различных ситуациях: во время игры, на прогулке, в общении. Фиксируйте то, что ребенок делает. Если ребенок не отвечает на вопросы, запишите «молчит в ответ на вопросы». Обратите внимание, в каких ситуациях поведение не нарушено, как реагирует на ближайшее окружение.
3. Используйте простые проективные методики.
Применяйте проективные методики, чтобы создать картину о личностном развитии ребенка. Создавайте безопасную принимающую атмосферу, условия безоценочной деятельности.
По итогам анамнестической беседы, наблюдения и проективной методики сделайте диагностический вывод.