Обучение сочинению на уроках русского языка

Автор: Манакова Надежда Александровна

Обучение сочинению

на уроках русского языка

Писать сочинение – трудная задача. Не менее трудная задача стоит перед учителем: научить студентов писать такое сочинение, чтобы оно не походило на бланк, составленный из шаблонов. Задача – научить связно, ясно излагать мысли: то есть тому, что писать, при этом внятно излагать мысли неоднообразными предложениями без разнообразных ошибок. Многие навыки обучающиеся получают в ходе занятий литературой, но немаловажную роль в этом играют уроки русского языка.

Для того чтобы отработать навыки сочинения, необходимо в процессе изучения русского языка обращать внимание на разные умения учащихся: тренироваться в составлении предложений, при этом следить за тем, чтобы в них не было однообразных конструкций, учиться писать тексты разных типов: описание, рассуждение, повествование,- разбирать и понимать уже готовые тексты, чтобы научиться писать самому. Развивать эти умения можно при изучении таких разделов, как «Текст. Стили речи», «Синтаксис», «Пунктуация».

Изучение раздела «Текст. Стили речи» позволяет не только теоретически рассмотреть вопросы о типах текста и стилях речи, связи предложений в тексте, но и развить навыки в определении темы, проблемы, авторской позиции, создавать собственные небольшие высказывания. Для этого можно предложить студентам задание сформулировать свои вопросы по прочитанному тексту – это помогает правильно сформулировать проблему, поднятую автором, и основную мысль произведения.

Большую пользу несет следующее задание:  предложить текст (художественный, публицистический, учебный) со сформулированной преподавателем главной мыслью (верной или ошибочной). Студентам необходимо прочитать этот текст, ответить на вопрос: действительно ли в нем утверждается высказанная учителем мысль? Такое задание помогает сосредоточиться и воспринимать именно то, что сообщает текст.

Другое задание, направленное на развитие логики мышления – упражнение по  восстановлению текста, логической связи между предложениями. Для этого студентам предлагается «испорченный» текст. Преподаватель подготовит его следующим образом: небольшой текст разделит на короткие предложения, нарушив связь между ними, наполнит их повторяющимися словами. Учащимся необходимо восстановить текст или создать собственный, используя исходный материал.

В сочинениях по литературе студентам приходится создавать разные типы текстов. Анализируя эпизод, надо передать его содержание, значит, употребить повествование, в сочинении на такую, например, тему, как «Моя обложка к роману» — описание, хотя чаще всего их сочинения – это рассуждения. Перед учащимися стоит задача – научиться рассуждать, т.е. сформулировать мысль, а затем понять, что эту мысль доказывает, а что стоит только рядом. Необходимы упражнения, в которых ученики могут потренироваться в определении, что можно принять за доказательство, а что нельзя. Например, предложить им пары предложений, в которых надо определить, где можно подставить союз «потому что». Такого рода задания полезны как перед написанием заданного сочинения, так и при разборе выполненных работ.

Задание: Прочитайте предложения. Запишите в тетради буквы утверждений, в которых есть формулировка мысли (тезис) и доказательство.

а)  Катерина – мечтательная, романтичная натура. Это видно в её речи. Островский использует в её речи черты, свойственные разговорной речи: орфоэпические  (нешто), словообразовательные (ключик, водица), лексические (не принуждала, таково, не чаяла), синтаксические (уснуть лягут).

б) Катерина – мечтательная, романтичная натура. Но она изменила своему мужу, но была честная и не могла хитрить, обманывать, поэтому призналась Тихону и Кабанихе в том, что гуляла с Борисом. И сделала это при всех, потому что боялась грозы.

в) Катерина – мечтательная, романтичная натура. Прислушаемся к её речи! В ней так много образных выражений, напоминающих народную поэзию: «Отчего люди не летают, как птицы?». А сравнения? «Точно голубь воркует», «жжет, точно уголь». В речи героини постоянно звучат уменьшительно-ласкательные суффиксы: «ключик», «водица», «солнышко», «цветочки расцветут жёлтенькие, красненькие, голубенькие…» На её воображение, безусловно, большое влияние оказали духовные стихи, что тоже чувствуется в её речи: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

г) Катерина – мечтательная, романтичная натура. Она воспитана в любви  на сказках и таинственных рассказах странниц о разнообразных чудесах и загадочных дальних странах, на духовных стихах и молитвах, народных песнях и былинах. Её воображение уносит героиню в какое-то волшебное, только ей видимое пространство, где ангелы летают, поют птицы и всегда светит солнце.

 

Другое задание  также требует от студентов анализа логичности высказывания, установления причинно-следственных связей.

Задание: прочитайте текст. Найдите главную мысль первого абзаца и доказательств этой мысли. Подумайте, что содержится во втором абзаце: ещё одно доказательство первой мысли? Новая мысль? Доказательство новой мысли? Чего не хватает в этом тексте?

Географическая карта нередко служила подсказкой при выборе имени для недавно открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева – вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что по острову Кипр названа по-латыни медь – купрум.

Таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государство получили название в честь металла, пожалуй, уникален.

В 16 веке испанский капитан Себастьян Кабот плыл вверх по течению реки в Южной Америке. Поражённый количеством серебра, которое его матросы награбили у местных жителей, живших на берегах реки, он решил назвать её Ла-Платой, т.е.серебряной (по-испански «плата» — серебро). Отсюда впоследствии произошло название всей страны. В начале 19 века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны ланитизировали её название. Так на географических картах появилось слово «Аргентина».

 

Текст-рассуждение требует формулировки тезиса и его доказательства. Давая задание по написанию сочинения или высказывания после разбора прочитанного произведения с формулировкой «Какой из героев произведения мне особенно близок» или « Герой мне особенно близок, когда он…, потому что…», преподаватель побуждает студентов судить о происходящем с позиции героя и аргументировать своё мнение.

Для формирования этого навыка полезны упражнения, в которых требуется проанализировать структуру высказывания.

Задание: Прочитайте текст, проанализируйте его структуру. Все ли мысли проиллюстрированы примерами? Подчеркните языковые средства, с помощью которых сообщается о сходстве и различии между сказкой и мифом. Сколько различий названо? Считает ли автор равными их значения? Какое вводное слово указывает, что называется последний элемент в перечне?

Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира и его части: горЫ или моря, растения или животного, орудия или обычая. ***нужна иллюстрация примером. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности,  сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например, «Почему у зайца короткий хвост»

Но разница между мифом и сказкой очень существенна. Миф был наисерьёзнейшей вещью – способом осмысления и объяснения мира. Он воспринимался как правда, более того – как истина.

Сказка, в отличие от мифа, создаётся и воспринимается как «неправда», «побасёнка» и рассказывается для развлечения слушателей. Если миф почти всегда связан с определённой местностью *** нужны примеры,  то действие сказки происходит «в некотором царстве, некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мира, события сказки изменяют только судьбу её персонажей *** нужны примеры. И, наконец, ещё одно отличие особенно важное для истории словесного искусства: миф разыгрывали в ритуале или передавали устно, и суть его не зависела от формы передачи; сказка же имела смысл, только если была хорошо рассказана.

 

Для того чтобы полно, ясно, логично, аргументированно высказывать собственную мысль в сочинении, можно потренироваться в редактировании сочинений.

 Задание: прочитайте текст сочинения. Проанализируйте его: логично ли автор развивает мысль? Соответствует ли вывод  сформулированному тезису? Какой вариант вывода можете предложить вы?

1)                      Принято считать, что автомобиль – самое опасное средство передвижения. 2) Действительно, количество погибших в автомобильной авариях ужасает. 3) Пять лет подряд в Нью-Йорке число таких смертей перегоняло число жертв инфарктов и инсультов. 4) Максимальная скорость среднестатистического автомобиля возрастает с каждым годом вместе с количеством жертв автомобильных дорог.

5) Правда, по статистике, 80% погибших были не пристёгнуты ремнями безопасности. 6) Каждый день происходят тысячи аварий, виновниками которых стали водители в нетрезвом состоянии.

7) Так что стоит хорошо задуматься: может ли автомобиль стать безопасным, если им пользоваться правильно. 8) Ведь до того времени, когда мистер Отис изобрёл безопасный лифт, аварии в лифте происходили очень часто, а теперь лифт – самое безопасное средство передвижения. 9) Может быть, всё дело в безответственности автомобильных производителей? 10) Но во всех странах принят закон о безопасности автомобильного транспорта, так что автомобильные концерны просто не могут относиться к проблемам безопасности халатно. 11) Значит, видимо, всё дело в отношении водителей к вождению, и его изменение — важная задача правительства всех стран.

В ходе анализа этого сочинения мы приходим к выводу, что его автор в рассуждении и безопасности передвижения на автомобиле нарушил логику. Последовательно развивают мысль предложения 1, 2, 3, 4, 9, 8, 10.  Затем требуется заявить, что причина огромного количества несчастных случаев в другом. И далее — предложения 5, 6, 11. Вывод: Автомобиль может быть безопасным, если им пользоваться правильно. Повлиять на поведение водителей и тем сберечь жизни своих сограждан – важная задача правительства всех стран.

Навыки сочинения развиваются  на уроках русского языка и при изучении синтаксиса и пунктуации. Так, во время изучения сложноподчиненных предложений можно использовать следующее задание:

Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым, добавьте подходящее слово: но, однако, тоже, потому что, поэтому, хотя.

     Дождь хлынул как из ведра. Мы решили не останавливаться, пока не дойдем  до цели. 

Дождь хлынул как из ведра. Мы решили спрятаться в сарае.

Дождь хлынул как из ведра. По радио обещали солнечный день без осадков.

Дождь хлынул как из ведра. Скоро снова засияло солнце.

Дождь хлынул как из ведра. Ветер не щадил путников.

Это упражнение простое, но оно требует понимания того, что предложения должны быть связаны между собой логично, и употребления сложных предложений вместо простых.

Употребление причастных и деепричастных оборотов требует особого разговора. Учащиеся либо самозабвенно пускаются в сочинительство и составляют сложные конструкции, допуская в них множество ошибок, либо старательно их избегают, боясь допустить ошибки. Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами – тема занятий и по русскому языку, и по культуре речи. Одно из предлагаемых заданий – исправить «испорченный» текст, выделить в нем самое главное. Это задание предлагается для того, чтобы студенты понимали принцип употребления причастных и деепричастных оборотов: эти обособленные члены являются второстепенными, значит, надо научиться понять, какие слова должны быть в грамматической основе, а какие быть обособленными членами предложения.

Задание: рассмотрите испорченный текст и выделите в нем самое главное. Исправьте текст, используя причастные и деепричастные обороты. Устраните случаи тавтологии.

Спорить из-за тени осла – поговорка. Поговорка родилась из старинной басни. Путник ехал на осле. Осёл был нанят на деньги. Путник на привале присел отдохнуть в тени. Тень падала от осла. Хозяин осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал взаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его тень дополнительную плату. Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «тень осла» стало обозначением нелепого спора. Спор затеян по пустякам.

Исправленный текст: «Спорить из-за тени осла» — поговорка, родившаяся из старинной басни. Путник, ехавший на осле, нанятом за деньги, на привале присел отдохнуть в тени, падавшей от животного. Хозяин осла запротестовал, заявив, что отдал внаймы только осла, и потребовал за его тень дополнительную плату. Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «тень осла» стало обозначением нелепого спора, затеянного по пустякам.

Исправленный текст написан богатой речью, в которой правильно расставлены знаки препинания, устранены случаи тавтологии, употреблены причастные и деепричастный обороты.

При изучении простого осложнённого предложения необходимо обращать внимание на то, как они обогащают нашу речь. Можно предложить следующее упражнение, в котором студенты получают монотонный, бессвязный текст, разрубленный на простые предложения, в которых назойливо повторяются слова. Этот текст нужно исправить: достаточно ли употребить однородные сказуемые? Как устранить однообразные синтаксические конструкции? Как правило, учащиеся успешно справляются с заданием, используя деепричастные обороты, обособленные определения (приложения), причастные обороты.

Задание: исправьте текст, сделайте его более связным, устраните повторы и однообразные синтаксические конструкции. Добавьте необходимые слова, в том числе частицы, союзы, местоимения.

Франсуа Виет родился во Франции в 1540 году. Он был адвокатом по профессии. Он был всесторонне развитым человеком. Он хорошо знал древние языки, астрономию. Его истинным призванием была математика. Он бывал увлечён математической задачей. Он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна.

Вариант исправленного текста: Франсуа Виет родился во Франции в 1540 году. Адвокат по призванию, он был всесторонне образованным человеком, хорошо знал древние языки, астрономию. Но его истинным призванием была математика. Увлечённый математической задачей, он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна.

В процессе повторения темы «Обособление вводных слов» можно выполнять традиционные задания из учебника: найти вводные слова, выделить вводные слова в предложениях. Но необходимо дать учащимся почувствовать необходимость употребления вводных слов, ощутить то влияние, которое оказывает их наличие или отсутствие на текст. С их помощью можно улучшить понимание высказывания, уловить их логику, а неправильное их употребление затрудняет понимание текста. В следующем задании требуется уловить противоречие, ощутить то, чего в нём не хватает, исправить текст.

Задание: добавьте в текст, где нужно, подходящие по смыслу вводные слова, а также союзы и частицы. Придумайте и запишите предложение, которым, по-вашему, должен заканчиваться этот текст.

Отличить живое от неживого легко. Голубь двигается, дышит, клюёт зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц. Голубь живой. Дерево не двигается, оно растёт, на нём распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Дерево живое. Камень не двигается, не растёт, не дышит, не даёт потомства. Камень неживой.

Надёжны ли эти признаки? Течёт вода в реках, двигаются, хотя и очень медленно, горы и материки, вращается вокруг Солнца Земля. Расти неживое может, как кристалл поваренной соли, погружённый в солевой раствор.

Дополненный текст. Казалось бы, отличить живое от неживого легко. Например, голубь двигается, дышит, клюёт зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц. Значит, голубь живой. Дерево, конечно, не двигается, но оно растёт, на нём распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Значит, дерево живое. А вот камень не двигается, не растёт, не дышит, не даёт потомства. Несомненно, камень неживой.

Но надёжны ли эти признаки? Ведь течёт вола в реках, двигаются, хотя и очень медленно, горы и материки, вращается вокруг Солнца Земля. И расти неживое может, как, например, кристалл поваренной соли, погружённый в солевой раствор.

Сочинение – творческая работа. Она требует от учащихся  внесения собственного видения в текст того или иного автора, отбора материала, обдумывания композиции собственного текста, выбора слов, оборотов речи, установления логических связей, проверки орфографии и пунктуации – весь этот сложный комплекс действий требует от студентов высокого напряжения сил. Задача преподавателя – научить обучающихся этим действиям не только в процессе анализа литературных произведений, но и на уроках русского языка при изучении синтаксиса, пунктуации, стилей речи, особенностей строения текста.

 

Список использованных материалов

Белкин М.Ю. «От чтения к пониманию и письму» http://kursy.ummetodika.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=125477747&editMode=0

Павлова М.А. «Чтобы научиться писать тексты, нужно…» http://kursy.ummetodika.ru/kpk-fg

 

×
×