Автор: Жилочкина Ольга Михайловна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Музейная мастерская с использованием маршрутного листа в ДОУ
О.М. Жилочкина, воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «ДДС № 16 «ПроУспех», г. Добрянка, Пермский край
Основная идея: Цикл мероприятий для детей и родителей, посвященный народным и православным праздникам, обычаям русского народа, во время которых они выполняют задания маршрутного листа и изготавливают памятную поделку.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), их родители, педагог.
Цель: развитие знаний детей о культуре, традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
1) развивать коммуникативные, познавательные, творческие умения и способности детей, любознательность, воображение, внимание, память;
2) расширять словарный запас и активизировать диалогическую речь;
3) воспитывать любовь и уважение к народной культуре, традициям и обычаям, праздникам русского народа, доброжелательное отношение друг к другу, сверстникам и взрослым;
4) способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс через организацию детско-взрослой совместной (познавательной, поисковой, творческой) деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Ø Сформирована детско-взрослая совместная деятельность на материале музейной практики;
Ø Дети и родители познакомились с культурой, традициями и обычаями русского народа;
Ø У детей активизировались коммуникативные, познавательные, творческие умения и способности, любознательность, воображение, внимание, память;
Ø У воспитанников расширился словарный запас и активизировалась диалогическая речь;
Ø У детей начинают формироваться чувства любви и уважения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, доброжелательное отношение друг к другу, сверстникам и взрослым;
Ø Родители активно вовлечены в образовательный процесс через организацию детско-взрослой совместной деятельности.
Особенности практики: Образовательная практики сочетает две формы деятельности – выполнение заданий маршрутного листа и создание творческого продукта.
Связь темы с образовательной работой организации. Темы творческой мастерской тесно связаны с реализуемыми в дошкольной образовательной организации образовательной программой Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» и программой дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию старшего дошкольного возраста О.А. Меньшиковой «Живые узелки», целью которых является создание условий для духовно-нравственного развития детей через приобщение их к ценностям и обычаям своего народа.
Необходимые условия для реализации практики.
Для реализации мероприятий необходимо создание в образовательной организации мини-музея. Мини-музей «Русская изба» оформлен в одной из групп детского сада и занимает часть спальной комнаты. Он включает макет русской избы с русской печью, красным углом, предметами интерьера и утвари.
Для каждого мероприятия творческой мастерской в мини-музее организуются экспозиции и разрабатываются задания для маршрутного листа, подготавливается поделочный материал.
Для большей заинтересованности детей был придуман сказочный персонаж, который присутствует на каждом мероприятии и живет в мини-музее «Русская изба» ‑ это Домовёнок Кузя из советского мультфильма «Приключения Домовёнка».
Длительность каждого мероприятия составляет 30-35 минут.
Описание содержания практики.
Детям и родителям в начале мероприятия вручается маршрутный лист с заданиями. В каждом маршрутном листе встречается уже знакомый детям персонаж Домовёнок Кузя. Сказочный персонаж рассказывает о народных праздничных обычаях и обращается к детям за помощью (что-то сосчитать, вспомнить, изготовить). Участники знакомятся с заданиями и начинают свой маршрут. Дети свободно передвигаются по мини-музею, изучают экспозицию, находят ответы на задания, беседуют, рисуют, собирают разрезные картинки и др. Эта деятельность занимает 10-15 минут.
После выполнения всех заданий детям и родителям предлагается совместная продуктивная деятельность на 15-20 минут. Они изготавливают предмет, связанный с народным праздником.
Темы музейных мастерских: «Николин день или помоги Кузьме подготовиться к встрече Нового года», «Новый год и новогодняя игрушка», «Рождество», «Святки», «День рождения домового», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Сороки – праздник прилёта птиц», «Народные игрушки – тряпичная и соломенная», «Троица – праздник русской березы», «День Петра и Февронии – праздник Семьи, любви и верности», «Покров», «Капустные посиделки или Осенины».
Планы на будущее. Возможно создание группы в ВК для родителей, где в дистанционном режиме будут проводиться мероприятия с маршрутными листами и совместной продуктивной деятельностью, а затем организовываться фотовыставки или слайд-шоу. Планируется создать бумажный и электронный форматы раскрасок «Книжка-малышка для творчества» в виде мини-альбома для раскрашивания из 4-6 листов по темам музейной мастерской.
Рефлексия проведенных мероприятий.
Анализ проведенных мероприятий позволяет сделать выводы, что мероприятие проходит в динамичной форме со сменой двигательной активности. Каждый движется по маршруту в своем ритме. Те, кто справился с заданием быстрее, имеют возможность подробнее рассмотреть экспонаты в мини-музее или экспозицию по теме Маршрутного листа.
Познавательная и поисковая деятельность сменяется продуктивной совместной деятельностью ребёнка и взрослого, что хорошо сближает не только родителя с ребёнком, но и всех участников образовательного процесса. А возможность унести продукт совместной деятельности домой и показать близким даёт положительный отклик на посещение следующих мероприятий.
Для диагностики используется метод наблюдения. Внимание обращается на заинтересованность детей и родителей темой маршрутного листа и творческим заданием, степень усвоения новой информации, способность справляться с предлагаемыми заданиями, умения и навыки детей по продуктивной деятельности. Также учитываются опросы и отзывы детей и родителей о проведенных мероприятиях: Что понравилось, а что нет? Какие были затруднения? Что бы еще хотелось узнать или сделать?
Советы, рекомендации.
Рекомендуется организовать пространство деятельности так, чтобы лишние предметы не мешали передвижению участников, при этом должно быть подготовлено особе место для творческой деятельности.
Экспонаты для мини-музея необходимо подбирать запоминающиеся, необычные, с интересной историей.
Количество маршрутных листов и заготовок для поделок желательно подготовить с запасом, так как количество желающих может быть больше, чем вы планировали, материалы могут быть случайно испорчены в ходе работы (порвутся, помнутся), или ребенок успеет сделать несколько поделок.
Персонажа-помощника важно выбрать такого, который может «поселиться» в мини-музее, а его образ и деятельность будут связаны с темами проводимых мероприятий.
При составлении маршрутного листа лучше использовать разные по динамичности задания и чередовать их. Для лучшего ориентирования в маршрутном листе необходимо придумать обозначения разных видов заданий и обязательно познакомить с ними детей и родителей.
Так как задания дети выполняют каждый в своем ритме, для тех, кто справится с ними раньше, нужно продумать дополнительную деятельность, например, знакомство с выставкой по теме мероприятия.
Для совместной продуктивной деятельности стоит выбирать интересные, красочные и необычные поделки, которые посильны для детей дошкольного возраста и могут быть использованы дома для украшения или как сувенир, подарок для близких. Не стоит брать сложные и долгие по времени выполнения поделки.
Всё что изготовили дети совместно с родителями очень ценно для детей, поэтому в конце мероприятия необходимо зафиксировать результат. Это может быть групповая фотография с поделками или мини-выставка поделок.
Возможные риски.
При реализации творческой мастерской с использованием маршрутного листа были отмечены следующие проблемы:
— совместную деятельность с родителями не всегда возможно провести в учреждении из-за ограничений массовых мероприятий (карантин и др.);
— помещение мини-музея не всегда может вместить всех желающих, поэтому при большом количестве участников нужно разделить их на несколько подгрупп и распланировать их работу по времени или организовать пару экспозиций для чередования групп.