Автор: Земленухина Ольга Викторовна
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных сферах деятельности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому образовательному учреждению новые формы и методы работы с одаренным ребенком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.
Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению, создания целостной системы работы с одаренными детьми.
Одним из главных направлений МБОУ СОШ №1 г.Ессентуки является создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это решение обеспечивает программа работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Цель программы: совершенствование системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности.
Задачи:
-Повысить компетентность педагогов и психологов школы по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одаренных детей.
-Создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся школы.
-Сформировать эффективную образовательную среду для развития одаренных детей в виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных программ.
-Обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты:
-Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
-Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, системы дополнительного образования.
-Творческая самореализация выпускника школы.
-Совершенствование системы преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
-Постоянное совершенствование педагогов в своей профессиональной деятельности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2021 – 2025 учебные годы, чтобы подготовить подростка к переходу в 10 класс и профориентации.
Место реализации программы: МБОУ СОШ №1
Участники программы:
Учащиеся 7 класса;
Учителя — педагоги школы;
Родительский комитет.
Основные этапы реализации программы.
I этап: Информационно – аналитический.
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
-изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется характеристика учащегося.
II этап: Диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика (по В.Г.Максимову).
Приоритетные направления:
-уровень логического и пространственного мышления;
-уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;
-уровень зрительной и слухоречевой памяти;
-уровень словарного запаса;
-уровень профессиональной склонности.
2. Провести диагностирование социального развития школьника.
Приоритетные направления:
-уровень развития социальных качеств школьника;
-ценностные ориентации.
По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.
Карта индивидуального психологического развития ребенка
/по пятибалльной системе/
Здоровье:
Учеба:
Поведение: ________
Общественная активность: активный участник классного коллектива:_____
Отношение к учебе: _______
Логическое и пространственное мышление: _______
Зрительная и слухоречевая память: ________
Словарный запас: ________
Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: ________
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: _______
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ________
Характер эмоциональных отношений в семье: ________
Сравнительный анализ результатов диагностики
Качества |
Уровень сформированности в 5-6 классе |
Уровень сформированности в I полугодии 7 класса |
Забота о своей школе |
|
|
Любознательность |
|
|
Реализация своих интеллектуальных способностей |
|
|
Организованность в учении |
|
|
Саморазвитие |
|
|
Трудолюбие |
|
|
Самостоятельность в труде |
|
|
Уважительное отношение к старшим |
|
|
Дружелюбное отношение к сверстникам |
|
|
Самоподготовка |
|
|
Самодисциплина |
|
|
Соблюдение правил культуры |
|
|
Требовательность к себе |
|
|
Выводы:
III этап: Коррекционно-развивающий.
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.
На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка.
1. Проводить дополнительные занятия по предметам. Обеспечить списком дополнительной литературы для углубленного изучения предметов.
2. Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах .
Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать на олимпиадах, конкурсах, спартакиадах по плану школы.
Выявлять общественную значимость своей деятельности. Определиться в выборе профессии. Участвовать во внеклассных мероприятиях по профориентации. Посещать различные организации.
Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!
Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио», куда помещать грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
IV этап: Саморазвитие.
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
• развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
• воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
• формировать культуру межличностных отношений.
Механизм реализации программы.
-Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности. —Согласовать с учителями-предметниками сроки дополнительных занятий, подобрать дополнительную развивающую литературу.
-Согласовать с учителями-информатиками время и день работы за компьютером, обеспечить помощь в сборе и обработке информации.
-Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.
-На основе диагностики создать развивающую программу.
-Проводить текущий анализ реализации программы.
-Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее учебную и внеклассную деятельность по этой специфике.
-Проводить занятия по профессиональной ориентации. Готовить учащихся к выбору направления профильного обучения.
Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности ребенка.
Планируемый результат.
-Повышение результативности образовательного процесса;
-повышение самооценки;
-активное, результативное участие на предметных неделях;
-активное, результативное участие на олимпиадах;
-активное участие в конкурсах;
-осознанный выбор направления профильного обучения.
Риски реализации программы.
-Ухудшение состояния здоровья
-Недостаточная самореализация
-Понижение активности
-Переход в другую школу.
Список использованной литературы:
Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб.,
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. Спб., 1995.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./
Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.
Н. И. Дереклеева, М. Ю, Савченко, И. С. Артюхова. Справочник классного руководителя./ «Вако», Москва, 2005
Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации