Праздник «Осенины», сценарий

Автор: Подгорнова Марина Зияддиновна

Сценарий праздника «ОСЕНИНЫ»

Участники праздника: обучающиеся начальной школы, участники фольклорного ансамбля (начальные классы).

Оформление кабинета: плакаты и рисунки детей на тему «Осень», с потолка свисают   птички и осенние листья; на столе — на рушнике пышный и красивый, свежий каравай; на старинной этажерке расставлена старинная домашняя утварь.

Цель: Формирование у обучающихся младшего школьного возраста интереса к народному творчеству, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

обучающая:

познакомить обучающихся начальной школы с детским песенным, поэтическим и игровым фольклором на тему «Осень»;

развивающие:

расширение кругозора,

— развитие эмоциональной сферы;

воспитательная:

 — формирование у обучающихся интереса к народному творчеству.

Фонограмма: звучат русские народные песни и инструментальная русская народная музыка.

Фольклорный ансамбль заходит в класс с календарной песней «Осень, осень, в гости просим».

Далее, в исполнении ансамбля звучат заклички о дожде, тучах, ветре.

Ведущая: Добрый день, дорогие наши гости! Поворотило лето на осень. Подул ветер — осенщик, принес с собой осенницу – пасмурную, холодную, дождливую погоду. А уж дождь полил, все лунки налил. Солнце взялось «засыпаться». Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога» — кричали дети, чтобы их воротить к весне.

Про осень так говорили: «Осень на тучке приехала, ветер северный за погонщика был, дождик – изморозь за указчика был!»

Появились опята в лесу – лето кончилось. Это примета осени.

А еще в народе говорят: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, малосухая».

Давайте, ребята, послушаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Читает ученица из фольклорного ансамбля.

Ведущая: Осень все ждут. Ведь осенью люди собирают самый главный урожай. Ребята, а вот отгадайте загадки:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос)

А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы можем испечь из муки? (хлеб)

Ведущая: Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба осенью – самая главная задача для труженика – земледельца. «Кормилицей» зовет хлебороб землю. Величает – «матушкой родимой». Говорит о ней в своих пословицах:

«Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей!»,

«Мать – Сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает». «Хлеб – дар матушки земли», — говорит русский народ и относится с благоговением к этому бесценному дару, его главному богатству. 

И мы должны беречь хлеб. Не бросать где попало, а увидел – обязательно подними. 

Я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу. Да, ребята? Очень хорошо.

А кто помнит пословицы про хлеб?

В помощь ребятам можно назвать такие:

Хлеб – батюшка, вода – матушка

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска

Худ обед, когда хлеба нет

Хлеба нет – и корочки в честь.

Ведущая: А кто знает, как называется праздничный хлеб? Каравай! Правильно, ребята! Главный свадебный хлеб у славян (ХIХ в.), большой, круглый, который делят на свадьбе для угощения всех гостей. Обычно искусно украшенный.

Сейчас я всех вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Каравай».

Фольклорный ансамбль с гостями исполняют хороводную игру «Каравай».

 По ходу игры все инсценируют движения.                                                                

Ведущая: Ребята, вот чтобы у нас на столе всегда был хлеб, надо, конечно, очень много трудиться. «Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом» — вот так говорили в народе.

Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Ведущая: А еще в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как, ещё раз вспомним, называются эти высказывания? Верно, пословицы!

Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?

В помощь ребятам можно назвать такие:

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кончил дело – гуляй смело.

Ведущая: В старину было такое поверье, чтобы восстановить силу – мощь матушки земли звали «Козла». Он упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Был даже такой важный обряд завивания бороды «козлу».

Фольклорный ансамбль исполняет игровую песню «Как у нас — то козел».

Ведущая: Холодна осень, да сыта. Вот и пословицу сложили: «Осень – матка: кисель да блины; а весна: сиди да гляди!» А кто вкусные блины, да оладушки всегда пекут? Правильно, бабушки.

Фольклорный ансамбль исполняет русскую потешку «Ладушки».

Ведущая: Осенью собирают урожай… Ребята, что еще собирают осенью? Да, овощи.

Проводится викторина на тему «Отгадай овощи».

Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель)

Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук).

Какой овощ содержит большое количество роста? (Морковь).

Бывает и сладким и горьким? (Перец).

Как называется дикий лук? (Черемша).

Какой овощ напоминает летающую космическую тарелку? (Патиссон).

В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть и вкусный борщ сварить? (Свекла).

В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).

Их называют растительным мясом, так как они содержат много белка. (Горох и фасоль. Бобовые).

Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).

Что вызвало бессонницу у принцессы? (Горошины).

Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Урожайная». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.

Ведущая: В сентябре – октябре, до первых заморозков, собирают… Ребята, а ну отгадайте загадку:

Кругла да гладка,

откусишь – сладка,

засела на грядке крепко.

Я — Репка.            

Молодцы! Правильно! Ребята, все вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Репка». Предлагаю сейчас сделать театрализованную постановку этой сказки. Попробуем, да? Ответ ребят. Участвуют все герои сказки: дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка.

Желающие ребята выходят в центр класса. Распределяются роли. Ведущая от автора ведет повествование.

Занавес открывается, сказка начинается!

Инсценируется русская народная сказка «Репка».

Ведущая: Очень хорошо, ребята, у вас получилось сыграть эту сказку. Молодцы! А вам самим понравилось? Ответ ребят. Замечательно!

Ребята из фольклорного ансамбля исполняют танец «Осенний вальс».

Ведущая: Молодцы все ребята! Активные, добрые, умные и веселые! Нам хорошо было вместе, да? Ответ ребят. Мы очень рады!

Спасибо вам, дорогие наши гости, за бурные аплодисменты фольклорному ансамблю!

А ребятам «Забавушкам» понравился праздник и выступать на этом празднике? Ответ ребят. Замечательно! Я очень рада!

Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню «Ой, ребята, та-ра-ра».

В конце мероприятия ведущая угощает всех ребят вкусным караваем. Чаепитие.

Ведущая: Ребята, а давайте поиграем в русские народные игры: «Куры курченяточки», «Колокольцы бубенцы», «Пчёлки».

Все играют в эти русские народные игры.

Ведущая: Вот и заканчивается наш праздник. А выяснить насколько он вам понравился, поможет игра «Листья». Вот здесь лежат листья двух цветов.

Оранжевый лист означает что вам было очень интересно на протяжении всего праздника, а желтый – что иногда вам все-таки становилось скучно.

Подумайте, пожалуйста, выберите один листик и приклейте на эту основу для того, чтобы у нас получился осенний венок.

Проведение игры-рефлексии «Листья».

Ведущая: Ну что ж, как говорится: делу – время, потехе час. До свидания, до новых встреч дорогие наши гости!

  

Список литературы

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания и обряды. Москва, «ЭКСМО», 2003 г.

Ивановская А. День работой весел. Пословицы и поговорки. Москва «Детская литература», 1966 г.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Москва, «Высшая школа», 1983 г.

                                                                Нотные материалы

Гармошечка-говорушечка. Выпуск 8. Москва «Музыка», 1990 г.

Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Москва, «Лайда», 1994 г.

Медведева М. А мы просо сеяли. Выпуск 4. Русские народные игры-хороводы для детей. Москва, «Музыка», 1982 г.

Науменко Г. Дождик, дождик, перестань. Русское народное детское музыкальное творчество. Москва, «Советский композитор», 1988 г.

Науменко Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. Москва, «Центрполиграф», 2001 г.

Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Москва, «Центрполиграф», 2001 г.

×
×