Автор: Подгорнова Марина Зияддиновна
Сценарий праздника «ОСЕНИНЫ»
Участники праздника: обучающиеся начальной школы, участники фольклорного ансамбля (начальные классы).
Оформление кабинета: плакаты и рисунки детей на тему «Осень», с потолка свисают птички и осенние листья; на столе — на рушнике пышный и красивый, свежий каравай; на старинной этажерке расставлена старинная домашняя утварь.
Цель: Формирование у обучающихся младшего школьного возраста интереса к народному творчеству, к истокам русской народной культуры.
Задачи:
обучающая:
— познакомить обучающихся начальной школы с детским песенным, поэтическим и игровым фольклором на тему «Осень»;
развивающие:
— расширение кругозора,
— развитие эмоциональной сферы;
воспитательная:
— формирование у обучающихся интереса к народному творчеству.
Фонограмма: звучат русские народные песни и инструментальная русская народная музыка.
Фольклорный ансамбль заходит в класс с календарной песней «Осень, осень, в гости просим».
Далее, в исполнении ансамбля звучат заклички о дожде, тучах, ветре.
Ведущая: Добрый день, дорогие наши гости! Поворотило лето на осень. Подул ветер — осенщик, принес с собой осенницу – пасмурную, холодную, дождливую погоду. А уж дождь полил, все лунки налил. Солнце взялось «засыпаться». Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога» — кричали дети, чтобы их воротить к весне.
Про осень так говорили: «Осень на тучке приехала, ветер северный за погонщика был, дождик – изморозь за указчика был!»
Появились опята в лесу – лето кончилось. Это примета осени.
А еще в народе говорят: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, малосухая».
Давайте, ребята, послушаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Читает ученица из фольклорного ансамбля.
Ведущая: Осень все ждут. Ведь осенью люди собирают самый главный урожай. Ребята, а вот отгадайте загадки:
Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос)
А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы можем испечь из муки? (хлеб)
Ведущая: Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба осенью – самая главная задача для труженика – земледельца. «Кормилицей» зовет хлебороб землю. Величает – «матушкой родимой». Говорит о ней в своих пословицах:
«Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей!»,
«Мать – Сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает». «Хлеб – дар матушки земли», — говорит русский народ и относится с благоговением к этому бесценному дару, его главному богатству.
И мы должны беречь хлеб. Не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
Я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу. Да, ребята? Очень хорошо.
А кто помнит пословицы про хлеб?
В помощь ребятам можно назвать такие:
Хлеб – батюшка, вода – матушка
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска
Худ обед, когда хлеба нет
Хлеба нет – и корочки в честь.
Ведущая: А кто знает, как называется праздничный хлеб? Каравай! Правильно, ребята! Главный свадебный хлеб у славян (ХIХ в.), большой, круглый, который делят на свадьбе для угощения всех гостей. Обычно искусно украшенный.
Сейчас я всех вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Каравай».
Фольклорный ансамбль с гостями исполняют хороводную игру «Каравай».
По ходу игры все инсценируют движения.
Ведущая: Ребята, вот чтобы у нас на столе всегда был хлеб, надо, конечно, очень много трудиться. «Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом» — вот так говорили в народе.
Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню «Как у наших у ворот».
Ведущая: А еще в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как, ещё раз вспомним, называются эти высказывания? Верно, пословицы!
Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?
В помощь ребятам можно назвать такие:
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Кончил дело – гуляй смело.
Ведущая: В старину было такое поверье, чтобы восстановить силу – мощь матушки земли звали «Козла». Он упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Был даже такой важный обряд завивания бороды «козлу».
Фольклорный ансамбль исполняет игровую песню «Как у нас — то козел».
Ведущая: Холодна осень, да сыта. Вот и пословицу сложили: «Осень – матка: кисель да блины; а весна: сиди да гляди!» А кто вкусные блины, да оладушки всегда пекут? Правильно, бабушки.
Фольклорный ансамбль исполняет русскую потешку «Ладушки».
Ведущая: Осенью собирают урожай… Ребята, что еще собирают осенью? Да, овощи.
Проводится викторина на тему «Отгадай овощи».
Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель)
Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук).
Какой овощ содержит большое количество роста? (Морковь).
Бывает и сладким и горьким? (Перец).
Как называется дикий лук? (Черемша).
Какой овощ напоминает летающую космическую тарелку? (Патиссон).
В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть и вкусный борщ сварить? (Свекла).
В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).
Их называют растительным мясом, так как они содержат много белка. (Горох и фасоль. Бобовые).
Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).
Что вызвало бессонницу у принцессы? (Горошины).
Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).
Фольклорный ансамбль исполняет песню «Урожайная». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.
Ведущая: В сентябре – октябре, до первых заморозков, собирают… Ребята, а ну отгадайте загадку:
Кругла да гладка,
откусишь – сладка,
засела на грядке крепко.
Я — Репка.
Молодцы! Правильно! Ребята, все вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Репка». Предлагаю сейчас сделать театрализованную постановку этой сказки. Попробуем, да? Ответ ребят. Участвуют все герои сказки: дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка.
Желающие ребята выходят в центр класса. Распределяются роли. Ведущая от автора ведет повествование.
Занавес открывается, сказка начинается!
Инсценируется русская народная сказка «Репка».
Ведущая: Очень хорошо, ребята, у вас получилось сыграть эту сказку. Молодцы! А вам самим понравилось? Ответ ребят. Замечательно!
Ребята из фольклорного ансамбля исполняют танец «Осенний вальс».
Ведущая: Молодцы все ребята! Активные, добрые, умные и веселые! Нам хорошо было вместе, да? Ответ ребят. Мы очень рады!
Спасибо вам, дорогие наши гости, за бурные аплодисменты фольклорному ансамблю!
А ребятам «Забавушкам» понравился праздник и выступать на этом празднике? Ответ ребят. Замечательно! Я очень рада!
Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню «Ой, ребята, та-ра-ра».
В конце мероприятия ведущая угощает всех ребят вкусным караваем. Чаепитие.
Ведущая: Ребята, а давайте поиграем в русские народные игры: «Куры курченяточки», «Колокольцы бубенцы», «Пчёлки».
Все играют в эти русские народные игры.
Ведущая: Вот и заканчивается наш праздник. А выяснить насколько он вам понравился, поможет игра «Листья». Вот здесь лежат листья двух цветов.
Оранжевый лист означает что вам было очень интересно на протяжении всего праздника, а желтый – что иногда вам все-таки становилось скучно.
Подумайте, пожалуйста, выберите один листик и приклейте на эту основу для того, чтобы у нас получился осенний венок.
Проведение игры-рефлексии «Листья».
Ведущая: Ну что ж, как говорится: делу – время, потехе час. До свидания, до новых встреч дорогие наши гости!
Список литературы
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания и обряды. Москва, «ЭКСМО», 2003 г.
Ивановская А. День работой весел. Пословицы и поговорки. Москва «Детская литература», 1966 г.
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Москва, «Высшая школа», 1983 г.
Нотные материалы
Гармошечка-говорушечка. Выпуск 8. Москва «Музыка», 1990 г.
Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Москва, «Лайда», 1994 г.
Медведева М. А мы просо сеяли. Выпуск 4. Русские народные игры-хороводы для детей. Москва, «Музыка», 1982 г.
Науменко Г. Дождик, дождик, перестань. Русское народное детское музыкальное творчество. Москва, «Советский композитор», 1988 г.
Науменко Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. Москва, «Центрполиграф», 2001 г.
Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Москва, «Центрполиграф», 2001 г.