Воспитательная работа с учащимися начальной школы в урочной деятельности

Автор: Мачина

«Воспитательная работа с учащимися начальной школы в урочной деятельности».

 

 

(Слайд 2)

Актуальность данной темы:

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Не все дети могут успешно учиться, полностью проявлять себя в уче­бе. Это объясняется и различной подготовкой к обучению в школе, и неравномерностью умственного развития, и особенностями семейного воспитания. Такие дети испытывают в обучении серьезные затрудне­ния, и поэтому школьная жизнь у них зачастую связана с отрицатель­ными эмоциональными переживаниями.

Воспитательная работа может смягчить сложную социальную ситуацию, жестокую среду, в которой совершается становление лично­сти. Именно бога­тая по содержанию воспитательная работа способна сделать школу «домом радости».

 

 

(Слайд3)   

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. 

Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.

 

Воспитательный успех урока зависит от:

-содержания учебников;

-методов и приёмов обучения;

-эмоционального уровня общения;

-структуры урока;

использования современных образовательных технологий;

 

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.

Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

 

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество, или волю, вежливость, или какое-либо другое качество.

Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе.

Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

 

(Слайд 4)                    Математика

Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.

Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.

 

На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке.

Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности.

Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

 

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся.

Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. 

Я предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.

 

 

(Слайд 5)

Рассмотрим примеры таких задач:

 

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г? 

Беседа. Погублена целая булка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем.

Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость? 

 

Например:

Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

 

— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?

Да, в каждом деле необходимо умение.

А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.

 

(Слайд 6)

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.

 

        (Слайд 7)               Литература

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. 

Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.

Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.

Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.

Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.

 

(Слайд 8)

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, а злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, они красивы душевно и физически.

 

Сказки и былины формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

 

В одних произведениях (стихи, очерки, зарисовки о природе) больше внимания уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей.

В других (рассказы Зощенко, Драгунского) дети получают этическое воспитание.

(Слайд 9)                 Русский язык

Одна из важнейших задач уроков русского языка ­ воспитание любви к родному языку, к природе, Родине.

 

Тексты в  учебнике позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе.

Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему. Читая тексты, осмысливая их содержание, ученики задумываются о необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле.

Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенных качеств обучающихся.

На уроке я часто использую групповую работу.

 Каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей.

Ребята работают все вместе, выслушивают мнение других.

 

Детям очень нравятся такие задания, как:

 

-Заменить словосочетания одним словом.

-Распредели слова на две группы.

-Найди родственные слова. Выдели корень.

-Закончи предложения.

-Составь рассказ по опорным словам.

 

 

(Слайд 10)                              Окруж. мир

             Изучение окружающего мира благотворно влияет на развитие разных сторон личности ребёнка.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами, младший школьник приобретает не только чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы — в общем всё то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее.

 

  В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний. Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствуют развитию учебно-познавательных умений. Школьники ставят и решают проблемные задачи, сравнивают, применяют логические операции и т.д. 

 

Задача учителя -воспитать у ребёнка желание правильно применять полученные знания и объективно оценивать своё поведение в социальной и природной среде.

 

           

(Слайд 11

Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся.

 

Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой.

Это темы, посвященные:

-культуре и повседневной жизни своего края в различные времена, — истории конкретных памятников культуры,

-семейной истории,

-выдающимся людям своего Отечества или края.

 

В работе я использую следующие виды творческих работ:

1.творческие работы с элементами проектной деятельности

(Моя малая Родина, Моя семья, Экология)

2.составление фотоальбомов по теме;

3. создание фотогазет;

 

(Слайд 12)

На уроках ИЗО и технологии также происходит воспитание в области сохранения и укрепления здоровья, воспитание трудолюбия, добросовестности, аккуратности и т.д.

            Воспитание на уроке – это примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания  данного предмета.

                      

 

 (Слайд 13)

На своих уроках стараюсь поддержать каждого ученика. На первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно вовремя заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Младшие школьники любят, чтобы их хвалили. На уроке нередко складываются такие ситуации, когда вдруг происходит «прорыв» у слабого ребенка. Этот момент важно не пропустить и отметить. Тогда активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

 

Нужно помнить, что:

Если его ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если он растёт в безопасности, он верит в людей.

 

 (Слайд 14)

Свое выступление я хочу завершить высказыванием Л.Н.Толстого:

 

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно «.

 

 

(Слайд 15)

Спасибо за внимание!

 

 

 

×
×