Автор: Мачина
«Воспитательная работа с учащимися начальной школы в урочной деятельности».
(Слайд 2)
Актуальность данной темы:
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Не все дети могут успешно учиться, полностью проявлять себя в учебе. Это объясняется и различной подготовкой к обучению в школе, и неравномерностью умственного развития, и особенностями семейного воспитания. Такие дети испытывают в обучении серьезные затруднения, и поэтому школьная жизнь у них зачастую связана с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Воспитательная работа может смягчить сложную социальную ситуацию, жестокую среду, в которой совершается становление личности. Именно богатая по содержанию воспитательная работа способна сделать школу «домом радости».
(Слайд3)
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.
Воспитательный успех урока зависит от:
-содержания учебников;
-методов и приёмов обучения;
-эмоционального уровня общения;
-структуры урока;
— использования современных образовательных технологий;
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.
Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество, или волю, вежливость, или какое-либо другое качество.
Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе.
Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
(Слайд 4) Математика
Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.
На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке.
Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности.
Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся.
Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Я предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
(Слайд 5)
Рассмотрим примеры таких задач:
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая булка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем.
Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Например:
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
(Слайд 6)
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.
(Слайд 7) Литература
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания.
Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.
Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.
Стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.
(Слайд 8)
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, а злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, они красивы душевно и физически.
Сказки и былины формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
В одних произведениях (стихи, очерки, зарисовки о природе) больше внимания уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей.
В других (рассказы Зощенко, Драгунского) дети получают этическое воспитание.
(Слайд 9) Русский язык
Одна из важнейших задач уроков русского языка воспитание любви к родному языку, к природе, Родине.
Тексты в учебнике позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе.
Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему. Читая тексты, осмысливая их содержание, ученики задумываются о необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле.
Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенных качеств обучающихся.
На уроке я часто использую групповую работу.
Каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей.
Ребята работают все вместе, выслушивают мнение других.
Детям очень нравятся такие задания, как:
-Заменить словосочетания одним словом.
-Распредели слова на две группы.
-Найди родственные слова. Выдели корень.
-Закончи предложения.
-Составь рассказ по опорным словам.
(Слайд 10) Окруж. мир
Изучение окружающего мира благотворно влияет на развитие разных сторон личности ребёнка.
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами, младший школьник приобретает не только чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы — в общем всё то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний. Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствуют развитию учебно-познавательных умений. Школьники ставят и решают проблемные задачи, сравнивают, применяют логические операции и т.д.
Задача учителя -воспитать у ребёнка желание правильно применять полученные знания и объективно оценивать своё поведение в социальной и природной среде.
(Слайд 11
Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся.
Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой.
Это темы, посвященные:
-культуре и повседневной жизни своего края в различные времена, — истории конкретных памятников культуры,
-семейной истории,
-выдающимся людям своего Отечества или края.
В работе я использую следующие виды творческих работ:
1.творческие работы с элементами проектной деятельности
(Моя малая Родина, Моя семья, Экология)
2.составление фотоальбомов по теме;
3. создание фотогазет;
(Слайд 12)
На уроках ИЗО и технологии также происходит воспитание в области сохранения и укрепления здоровья, воспитание трудолюбия, добросовестности, аккуратности и т.д.
Воспитание на уроке – это примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания данного предмета.
(Слайд 13)
На своих уроках стараюсь поддержать каждого ученика. На первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно вовремя заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Младшие школьники любят, чтобы их хвалили. На уроке нередко складываются такие ситуации, когда вдруг происходит «прорыв» у слабого ребенка. Этот момент важно не пропустить и отметить. Тогда активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе.
Нужно помнить, что:
Если его ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если он растёт в безопасности, он верит в людей.
(Слайд 14)
Свое выступление я хочу завершить высказыванием Л.Н.Толстого:
«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно «.
(Слайд 15)
Спасибо за внимание!