Трудовой воспитание

Автор: Бавина Ольга Павловна

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во взаимодействии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 годы и предусматривает соответствие развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей. Эти проблемы являются ведущими в Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин.

Стратегия трудового воспитания определяет приоритетной задачей Российской Федерации формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих    традиционные    нравственные    ценности,    готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевыми инструментами решения этой задачи являются воспитание детей, начиная с  самого раннего детства, вплоть до выбора профессии.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

В семейном воспитании детей всех народов России, живущих веками в нашей стране, всегда традиционно значимой была определяющая роль труда. Система воспитания складывалась и развивалась под влиянием исторических условий, трудовой деятельности, образа жизни и нравственно-этических традиций народов нашей многонациональной Родины. Народное воспитание охватывало все стороны необходимой подготовки человека к жизни и труду, рождению и воспитанию детей, пониманию прекрасного, необходимости физического развития. Трудовая подготовка во многом зависела от традиций семьи.

С ранних лет в семьях практически всех народов детей приучали к труду: девочек учили вести домашнее хозяйство, мальчиков — ухаживать за животными, обучаться разным ремеслам. В дворянских семьях также не было места безделью.

Хотелось бы напомнить, что еще более 30 лет назад в РСФСР было принято постановление Совета Министров об улучшении трудового воспитания школьников. Конечно, это была другая страна и другая социально-экономическая система. Но это все-таки опыт нашей страны и рекомендованное в то время привлечение к обязательному участию школьников в общественно полезном, производительном труде в учебных целях и на участках предприятий и организаций, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйствах, в ученических производственных бригадах и звеньях, школьных лесничествах и других трудовых объединениях, как показало время, оправдало себя.

Трудовое воспитание начинается в семье. Влияние семейной атмосферы человек испытывает на протяжении всей жизни. При этом большое значение играют такие стороны воспитания, как утверждение трудового образа жизни, подготовка к самостоятельной жизни и ответственному выполнению функций труженика, семьянина, гражданина.

Принятая в 2014 году Правительством Российской Федерации Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года четко обозначила цели и задачи по решению проблем семьи.

Подготовка детей к труду начинается в дошкольном возрасте. При этом трудовое воспитание направлено на формирование у детей положительного эмоционального отношения к труду и осуществляется в единстве с обучением на протяжение всего периода нахождения в дошкольном и школьном учреждениях.

Основное средство трудового воспитания — это доступная детям трудовая деятельность, направленная на самообслуживание, уход за животными и растениями, изготовление игрушек и поделок. Труд в этом возрасте должен быть тесно связан с игрой, быть посильным, полезным, систематическим, отвечать гигиеническим требованиям к организации труда, способствовать развитию творчества детей.

Организацию трудового воспитания и профессионального образования подростков следует рассматривать не только с учетом учебно-воспитательного значения, но также и с позиций положительного влияния труда на растущий организм.

Возможность положительного влияния трудовой деятельности на организм школьника доказана многочисленными исследованиями физиологов и гигиенистов. При рациональной организации физического труда у учащихся повышается уровень функционирования всех физиологических систем: стимулируется гемопоэз, увеличивается насыщение крови кислородом, усиливаются и уравновешиваются нервные процессы возбуждения и торможения, улучшается координация движений, повышаются мышечная сила и выносливость, умственная и физическая работоспособность.

Занятия трудом, увеличивая двигательный компонент в режиме дня, являются также одним из способов профилактики гипокинезии школьников. Они способствуют формированию положительных эмоций у детей и подростков, позволяют им увидеть конкретный результат затраченных усилий, что всегда приносит радость и чувство удовлетворения.

Наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимостью формирование функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков осуществляется при соблюдении ряда гигиенических требований к содержанию, формам и условиям трудового воспитания, технологического обучения и профессионального образования учащихся. К ним относятся следующие физиолого-гигиенические принципы:

• соответствие характера трудовой деятельности и ее построения возрастно-половым особенностям и состоянию здоровья учащихся;

• постепенное увеличение физических и других видов нагрузок, оказывающее тренирующее воздействие на организм;

• рациональный режим обучения;

• благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.

Оптимальному формированию у школьников функциональной системы трудовой деятельности способствует один из ведущих физиолого-гигиенических принципов организации технологического обучения — принцип постепенного увеличения физических нагрузок и усложнения трудовых операций.

Для реализации принципа «постепенности» важен правильный выбор материала, с которым придется работать школьникам. Величина физических усилий во многом определяется свойствами обрабатываемого материала, в частности сопротивляемостью на сжатие и растяжение. Исходя из этого, все материалы, которые могут быть использованы в условиях школы, располагаются в следующем порядке: бумага — ткань — картон — глина — пластилин — проволока — фанера — дерево металл (жесть и мягкое железо).

Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическим возможностями, в проектной деятельности предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока). Трудовые операции направлены в основном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т. д.). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Предусмотрены также опытнические работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамотой. При выборе практических работ для школьников этого возраста отдается предпочтение работам, связанным с динамическими усилиями, которые менее утомительны, чем статические. С этих позиций следует отдавать предпочтение ручной обработке дерева (столярные работы), а не слесарным работам. Для обработки дерева характерны большая амплитуда движений, разнообразные приемы работы, смена поз, перемещение около рабочего места. Слесарные работы более однообразны, сопровождаются выраженным статическим компонентом и потому более утомительны. Полностью избежать статических усилий невозможно, поскольку они лежат в основе механизма поддержания рабочей позы, однако необходимо стремиться снизить их до минимума.

Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможности девочек в возрасте 10-12 лет уступают возможностям мальчиков. Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5-3 кг. С возрастом эти различия увеличиваются. Установлено, что физические возможности 13-14-летних девочек составляют 86% от возможностей мальчиков, в 15-16 лет — 80%, а в 17-18 лет — только 77%. Это послужило основанием для дифференцированного подхода к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специальных программ, которые предусматривают более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продуктов питания. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда: участие в массовых сельскохозяйственных работах.

При организации трудового обучения и воспитания важен учет состояния здоровья детей. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья требуется индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников, и может вызывать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Для этих детей должны подбираться более простые проекты с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем.

Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьников определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности.

Построение проектного труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительного процесса над тормозным, что обусловливает стремление работать в ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому развитию утомления. Известна относительно небольшая мышечная выносливость, которая не позволяет детям долго выдерживать нагрузки в однообразной или вынужденной рабочей позе, с выполнением однообразных операций или трудовых процессов при выраженном статическом компоненте. Это является основанием для определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьников.

Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2-х классов 20-25 мин; 3-4-х классов — 30-35 мин. В зависимости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до 10 мин. Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных операций учащимися 10 лет более 10 мин и учащимися 11 лет более 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому указанные величины для этого возраста детей принимаются за предельно допустимые. Непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью должна занимать для учащихся 1-х классов не более 5 мин, 2- 3-х классов — 5-7 мин; 4-х — 10 мин, б-х -12 мин, 7-х — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5-х классов не более 10 мин, 6-х — 12 мин, 7-х — 16 мин.

Обучающиеся не могут без утомления выполнять на протяжении всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны предусматриваться их смена и оптимальное количество. Анализ результатов хронометража уроков и реакций поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что увеличение числа операций с 1-2 до 3-5 в 2 раза снижает время отвлечений учащихся. Поэтому выполнение 3-5 операций принимается за оптимальную величину (рис. 6.1).

Данные по оптимальной продолжительности отдельных операций и их количеству, в свою очередь, позволяют определить плотность практической части проекта.

Плотность урока — это время, затрачиваемое на выполнение всех трудовых операций, включая легкие (измерение, разметка и др.). Она должна составлять 60—85%.

При плотности урока менее 60% учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 мин). Время на организацию рабочего места, уборку помещения должно быть сведено до минимума, чтобы обеспечить оптимальную плотность урока.

В построении урока предусматриваются небольшие (1-3-ми- нутные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.

Построение практик для девочек имеет свои особенности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в условиях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего является прежде всего выполнение однообразных трудовых операций, при которых нагрузка падает на относительно небольшую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в классе, поэтому статическое мышечное напряжение не только не снимается, а может даже усилиться. Кроме того, машинная обработка ткани требует большой точности и высокой координированности движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвящать целиком урок освоению какой-либо одной операции, а следует предусматривать их смену и чередование. Для профилактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультминутки (2-3 мин) с выполнением 4-6 упражнений. Характер упражнений должен обеспечивать активизацию функций дыхания и кровообращения, а также давать нагрузку на мышцы-антагонисты (живота и ног). Рекомендуется выполнять упражнения стоя.

Кулинарные работы отличаются по характеру и в целом лишены вышеуказанных недостатков. На уроках кулинарии учащиеся свободно перемещаются по помещению, могут произвольно менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность. К числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искусственное освещение, правильная расстановка оборудования, организация рабочего места, а также рациональный воздушный и температурный режим.

Гигиенические требования к условиям труда должны соответствовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной температурой считается 14-16 С, в слесарной 16-17 С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 С.

Характер труда школьников не исключает возможности контакта их с неблагоприятными факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани может выделяться древесная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой невелики, и при выполнении общегигиенических требований ее накопление предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уровни шума.

Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудового обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гигиенических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности.

Очевидно, что общество должно переоценить существующую практику  трудового воспитания ребёнка, начиная  с раннего детства и на протяжении обучения в образовательных учреждениях,  усилить связь между институтом семьи и институтом образования именно в этой сфере. В образовательных учреждениях страны следует всеми способами утверждать авторитет родителей, умело руководящих своими детьми в овладении ими навыками ведения домашнего хозяйства. Родительские уроки, мастер-классы, университеты для собственных детей в детском саду, школе, техникуме — эффективные меры для воссоздания института трудового воспитания в социуме. Утраченное можно восстановить, если понимать, чего ради это нужно сделать. И Россия станет еще более великой, если ее молодое поколение будет строить свое будущее и будущее своей страны, засучив рукава, начав со школьной скамьи и продолжая за территорией детства и юношества.

 

×
×