Автор: Ирина Юрьевна Капитунова
Современные подходы к содержанию и организации уроков по
ПМ. 03 Производство продукции растениеводства
И.Ю. Капитунова
преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ СО «Домашкинский государственный техникум»
Уроки теоретического и практического обучения по профессиональному модулю ПМ 03 Производство продукции растениеводства является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков и отличается от обычных уроков особым построением и спецификой.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов прфессионального образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Формулировки ФГОС указывают на реальные, конкретные виды деятельности, на компетентный подход.
Современный урок профессиональной дисциплины — это важный фактор организации учебного процесса, который направлен на получение обучающимися особых технологических знаний по освоение движений, приемов, способов выполнения производственных действий, операций, необходимых в формировании общих и профессиональных компетенций. Теоретический курс междисциплинарного курса завершается учебной и производственной практикой.
Уроки теоретического и практического обучения представляют собой вид учебных занятий, обеспечивающих подготовку обучающихся и является обязательным разделом ОПОП. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП СПО по осваиваемой профессии.
В своей педагогической деятельности я использую типичные педагогические технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, технология обучения малых групп, информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств и здоровьесберегающие технологии.
Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Это один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый обучающийся – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого обучающегося позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Совместная работа хорошо воспринимается, помогает активизироваться и находить выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно осваиваются общие компетенции: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.
При этом передо мной встают новые задачи:
1) создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
2) стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
3) использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
4)оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
5) поощрение стремления обучающегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других обучающихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
6)создание педагогических ситуаций общения на занятиях, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.