Самостоятельная работа как средство организации деятельности студентов на занятиях.

Автор: Ивашкина Елена Сергеевна

Большую ценность для общества представляют инициативно работающие люди, умеющие не только самостоятельно принимать решения, но и творчески, ответственно их выполнять. Более того, каждый человек получает удовлетворение от творческого, самостоятельного труда. Перед профессиональным образованием поставлены задачи: устранение формальности обучения, усиление профессиональной направленности преподавания и формирования у учащихся практических умений и навыков. Чтобы знания превратились в умения и навыки, необходимо, чтобы учащиеся действовали. Активная учено – познавательная деятельность предполагает практические действия учащихся. Знания  не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определенных действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия.

Опыт работы  показывает, что умело организованный самостоятельный поиск, самостоятельная работа учащихся побуждает их к самостоятельному решению проблем, возникающих в ходе изучения предметов как образовательного, так и профессионального циклов. Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не проходят сами по себе, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения.

Под самостоятельной работой  обычно понимают любую  организованную преподавателем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Психологи и дидакты  выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:

1.постановку цели  и планирование предстоящей деятельности учащийся осуществляет с помощью преподавателя;

2.только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется учащимся самостоятельно;

3.постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учащимся самостоятельно в рамках предъявленного о задания;

4.работа осуществляется учащимся по собственной  инициативе, он без помощи преподавателя сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет;

                                                     Виды самостоятельных работ           

Самостоятельная работа учащихся

Структурно-логические

связи

По образцу

Реконструктивно-вариативные

Частично-поисковые

Исследовательские

Внутрипредметные

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредмет

ную ситуацию

Самостоятель

ные работы, которые требуют переноса известного способа в с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметную ситуацию

Самостоятель

ные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи

Самостоятель

ные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи

Межпредметные

Самостоятельные работы, которыет ребуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию

Самостоятель

ные работы, которые требуют переноса известного способа в с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию

Самостоятель

ные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи

Самостоятель

ные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи

                                                                                                                                        

Самостоятельные работы этих видов обычно содержат в себе познавательные задачи по условиям которых учащимся необходимо:

1.анализировать необычные для них ситуации;

2.выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях;

3.искать способы решения этих проблем;

4.выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их деятельность в соответствии с условиями ситуации обучения;

Предоставление учащимся самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей  деятельности, все это является сильной стороной обучения.

Организация самостоятельной работы на занятиях требует от преподавателя  не меньшей подготовки, а даже большей, чем когда учебный материал он излагает сам, т. к. необходимо  продумать и определить:

1.цель, время и характер самостоятельной работы;

2. способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной работы;

3. виды работы с книгой: или для повторения, или для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом;

4.Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного или продуктивного характера, или заданий на повторение;

5.Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий;

6.Подготовить задания для тех, кто работает быстрее;

7. Методику быстрой проверки заданий самостоятельной работы.

          При проведении самостоятельных работ преподавателю необходимо избегать следующих недостатков, которые мешают спокойной и сосредоточенной работе учащихся:

          1.неоднократно давать указания, заметив ошибку в тетрадях одного – двух учащихся;

          2.громко объявлять новое очередное задание;

          3. слишком громко объяснять одному учащемуся;

          4. громкий стук каблуков при ходьбе преподавателя по кабинету;

          5. Слишком долго давать объяснение одному учащемуся, не замечая, что 3-4 учащихся просят о помощи.

Выделяют 3 формы организации самостоятельных работ:          

1.индивидуальные;

2.фронтальные;

3.групповые

и основные виды самостоятельных работ:

            1.упражнения;

            2.работа с книгой;

            3.выполнение практических и лабораторных работ;

            4.проверочные, контрольные работы, диктанты, сочинения;

            5.подготовка докладов, сообщений, рефератов;

            6.домашние работы, опыты, наблюдения;

            7.техническое моделирование и конструирование

Хочу более подробнее остановиться на таком виде самостоятельной работы, как работа с книгой т к этот вид работы способствует более сознательному и глубокому овладению профессией, при бурно растущем потоке информации специалисту приходится самостоятельно изучать техническую литературу, документацию на новое оборудование, новые ГОСТы. Разобраться в этой информации без навыков самостоятельной работы очень трудно, даже невозможно.

            Наибольшее распространение получили такие работы с книгой:

            1.чтение текста вслух;

            2.чтение текста про себя;

            3.воспроизведение содержания прочитанного вслух;

            4.обсуждение прочитанного, этот прием является весьма сильным средством развития самостоятельности учащихся, это может происходить в форме ответов на вопросы;

            5.разбиение текста на смысловые части;

            6.самостоятельное составление плана прочитанного;

            7.работа с оглавлением и предметным указателем, она необходима, чтобы учащиеся умели находить соответствующий материал учебника;

            8.работа с рисунками, иллюстрациями, схемами;

            9.работа над понятием, термином;

            10.составление конспекта, самостоятельно составленный конспект позволяет увидеть какими  приемами мыслительной деятельности пользовался учащийся. Конспекты могут быть различны, в одних материал сокращается максимально, часть его зашифровывается путем использования знаков, символов, схем и такой конспект может прочесть только тот кто его составлял, но не любой материал удобно  с помощью символов, в других конспектах нужно записывать цитату, мысли автора выразить своими словами, сопроводить своими примерами. Если  специально не обучать учащихся составлять конспекты, то они просто начинают просто переписывать тексты с книги. Желательно, чтобы конспект был минимального объема, иначе учащиеся работают с ним неохотно. Не рекомендуется переписывание формулировок, определений из учебника. Переписывание  это механическая работа и она приносит мало пользы, хотя внешне кажется, что группа в этот момент дисциплинированна и занята делом.

            Следует помнить, что увлекаться конспектами не стоит, конспектировать каждую тему не надо т.к. это приводит к формализму обучения, у учащихся пропадает интерес к предмету, поэтому данную форму обучения лучше сочетать с другими приемами обучения, ясно, что во всем многообразии видов самостоятельная работа не только способствует сознательному и прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и служит средством воспитания самостоятельности у учащихся как черты личности, а в дальнейшем позволит самостоятельно решать различные жизненные задачи.

 

 

 

×
×