Автор: Ивашкина Елена Сергеевна
Большую ценность для общества представляют инициативно работающие люди, умеющие не только самостоятельно принимать решения, но и творчески, ответственно их выполнять. Более того, каждый человек получает удовлетворение от творческого, самостоятельного труда. Перед профессиональным образованием поставлены задачи: устранение формальности обучения, усиление профессиональной направленности преподавания и формирования у учащихся практических умений и навыков. Чтобы знания превратились в умения и навыки, необходимо, чтобы учащиеся действовали. Активная учено – познавательная деятельность предполагает практические действия учащихся. Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определенных действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия.
Опыт работы показывает, что умело организованный самостоятельный поиск, самостоятельная работа учащихся побуждает их к самостоятельному решению проблем, возникающих в ходе изучения предметов как образовательного, так и профессионального циклов. Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не проходят сами по себе, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения.
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную преподавателем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Психологи и дидакты выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:
1.постановку цели и планирование предстоящей деятельности учащийся осуществляет с помощью преподавателя;
2.только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется учащимся самостоятельно;
3.постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учащимся самостоятельно в рамках предъявленного о задания;
4.работа осуществляется учащимся по собственной инициативе, он без помощи преподавателя сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет;
Виды самостоятельных работ
Самостоятельная работа учащихся |
||||
Структурно-логические связи |
По образцу |
Реконструктивно-вариативные |
Частично-поисковые |
Исследовательские |
Внутрипредметные |
Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредмет ную ситуацию |
Самостоятель ные работы, которые требуют переноса известного способа в с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметную ситуацию |
Самостоятель ные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи |
Самостоятель ные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи |
Межпредметные |
Самостоятельные работы, которыет ребуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию |
Самостоятель ные работы, которые требуют переноса известного способа в с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию |
Самостоятель ные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи |
Самостоятель ные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи |
Самостоятельные работы этих видов обычно содержат в себе познавательные задачи по условиям которых учащимся необходимо:
1.анализировать необычные для них ситуации;
2.выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях;
3.искать способы решения этих проблем;
4.выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их деятельность в соответствии с условиями ситуации обучения;
Предоставление учащимся самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности, все это является сильной стороной обучения.
Организация самостоятельной работы на занятиях требует от преподавателя не меньшей подготовки, а даже большей, чем когда учебный материал он излагает сам, т. к. необходимо продумать и определить:
1.цель, время и характер самостоятельной работы;
2. способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной работы;
3. виды работы с книгой: или для повторения, или для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом;
4.Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного или продуктивного характера, или заданий на повторение;
5.Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий;
6.Подготовить задания для тех, кто работает быстрее;
7. Методику быстрой проверки заданий самостоятельной работы.
При проведении самостоятельных работ преподавателю необходимо избегать следующих недостатков, которые мешают спокойной и сосредоточенной работе учащихся:
1.неоднократно давать указания, заметив ошибку в тетрадях одного – двух учащихся;
2.громко объявлять новое очередное задание;
3. слишком громко объяснять одному учащемуся;
4. громкий стук каблуков при ходьбе преподавателя по кабинету;
5. Слишком долго давать объяснение одному учащемуся, не замечая, что 3-4 учащихся просят о помощи.
Выделяют 3 формы организации самостоятельных работ:
1.индивидуальные;
2.фронтальные;
3.групповые
и основные виды самостоятельных работ:
1.упражнения;
2.работа с книгой;
3.выполнение практических и лабораторных работ;
4.проверочные, контрольные работы, диктанты, сочинения;
5.подготовка докладов, сообщений, рефератов;
6.домашние работы, опыты, наблюдения;
7.техническое моделирование и конструирование
Хочу более подробнее остановиться на таком виде самостоятельной работы, как работа с книгой т к этот вид работы способствует более сознательному и глубокому овладению профессией, при бурно растущем потоке информации специалисту приходится самостоятельно изучать техническую литературу, документацию на новое оборудование, новые ГОСТы. Разобраться в этой информации без навыков самостоятельной работы очень трудно, даже невозможно.
Наибольшее распространение получили такие работы с книгой:
1.чтение текста вслух;
2.чтение текста про себя;
3.воспроизведение содержания прочитанного вслух;
4.обсуждение прочитанного, этот прием является весьма сильным средством развития самостоятельности учащихся, это может происходить в форме ответов на вопросы;
5.разбиение текста на смысловые части;
6.самостоятельное составление плана прочитанного;
7.работа с оглавлением и предметным указателем, она необходима, чтобы учащиеся умели находить соответствующий материал учебника;
8.работа с рисунками, иллюстрациями, схемами;
9.работа над понятием, термином;
10.составление конспекта, самостоятельно составленный конспект позволяет увидеть какими приемами мыслительной деятельности пользовался учащийся. Конспекты могут быть различны, в одних материал сокращается максимально, часть его зашифровывается путем использования знаков, символов, схем и такой конспект может прочесть только тот кто его составлял, но не любой материал удобно с помощью символов, в других конспектах нужно записывать цитату, мысли автора выразить своими словами, сопроводить своими примерами. Если специально не обучать учащихся составлять конспекты, то они просто начинают просто переписывать тексты с книги. Желательно, чтобы конспект был минимального объема, иначе учащиеся работают с ним неохотно. Не рекомендуется переписывание формулировок, определений из учебника. Переписывание это механическая работа и она приносит мало пользы, хотя внешне кажется, что группа в этот момент дисциплинированна и занята делом.
Следует помнить, что увлекаться конспектами не стоит, конспектировать каждую тему не надо т.к. это приводит к формализму обучения, у учащихся пропадает интерес к предмету, поэтому данную форму обучения лучше сочетать с другими приемами обучения, ясно, что во всем многообразии видов самостоятельная работа не только способствует сознательному и прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и служит средством воспитания самостоятельности у учащихся как черты личности, а в дальнейшем позволит самостоятельно решать различные жизненные задачи.