Автор: Листикова Александра Сергеевна
Паспорт рабочей программы
Статус программы |
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию и формированию вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20, а также пространственно-временных представлений
|
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |
1. 1. Конституция РФ. 2. 2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. 3.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) (ФГОС, 1 вариант) 4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
|
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) |
|
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс)
|
Обучающиеся 2 класса
|
Сроки освоения программы
|
1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)
|
|
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели)
|
согласно расписанию (продолжительность занятий 20 минут)
|
Форма обучения (очное / индивидуальное обучение (на дому))
|
Очная |
Информация об используемом учебнике.
|
________ |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка:
У учащихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) основным симптомом является недоразвитие познавательной деятельности, такие учащиеся не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Дети затрудняются в понимании смысла сложения и вычитания, а в дальнейшем испытывают трудности при выполнении данных действий в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, что затрудняет их социализацию.
Слабость обобщений проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила, понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, когда эти правила можно применить. Немаловажное значение для развития обобщения у обучающихся и коррекции недостатков их развития имеет формирование вычислительных навыков. Формирование вычислительных навыков — сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
Однако, при продолжительном и направленном использовании различных методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика в овладении вычислительными навыками
Цель данной программы является развитие и формирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20, а также развитие пространственно-временных представлений
Задачи:
Развивать умение различать временные интервалы (неделя, месяц)
Формировать умение определять время по часам с точностью до одной минуты
Развивать умение считать в прямом и обратном порядке от 1 до 20
Развивать умение соотносить число с количеством предметов в пределах 20
Формировать /развивать умение определять, называть разряды двузначных чисел, способ их образования, составлять из разрядных единиц числа; записывать двузначные числа, находить их в числовом ряду.
Формировать/развивать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода
Формировать умение решать простые/составные арифметические задачи в пределах 20.
Способствовать воспитанию положительного отношения к занятиям
Способствовать формированию доводить начатое дело до конца
Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении практических заданий
2. Система принципов, на основе которых построено содержание программного материала:
1. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционно-развивающей работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося.
2. Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей.
3. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
4. Принцип единства диагностики и коррекции отражает взаимодополняющую связь процессов диагностики и коррекции и реализуется в трех аспектах: 1) На основании диагностических данных формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы; 2) взаимодополняемость и взаимосвязь диагностики и коррекции дает возможность комплексно решать диагностические и коррекционные задачи; 3) коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики. Такой контроль позволяет соотнести динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства коррекционно-развивающего воздействия.
5. Принцип комплексности, заключающийся в психолого—педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (дефектолога, психолога, логопеда) и родителей.
6. Принцип индивидуализации предполагает организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
7. Принцип конкретности и доступности учебного материала заключается в конкретизации и соответствии содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
8. Принцип постепенности призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.
9. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы.
3. Форма организации программы. Основной формой работы для обучающихся являются индивидуальные занятия, направленные на развитие и формирования вычислительных навыков в пределах 20 . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут, в специально оборудованном кабинете. В зависимости от особенностей ребенка количество занятий может варьироваться 2-4 занятий.
5. Система оценки достижения ожидаемых результатов:
— Оценка достижений ожидаемых результатов осуществляется с использованием метода наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Проведение диагностического обследования 3 раза в год в начале (входящая) в середине (текущая) и конце (промежуточная) учебного год.
При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка, уровень сформированности представлений, действий/операций, вид оказываемой помощи:
— контролирующая помощь – предполагает выполнение задания обучающимся под контролем взрослого;
— направляющая помощь — предусмотрена для случаев, когда у обучающегося возникают затруднения в определении средств, способов, планирования деятельности, в определении первого шага последующих;
— организующая помощь — предполагает уточнение и разъяснение инструкции;
— стимулирующая помощь — используется в ситуации, когда обучающийся не включается в работу после получения задания или, когда работа выполнена неверно;
— обучающая помощь — когда указанные виды помощи не эффективны.
6. Специальные педагогические условия:
— Эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком.
— Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности.
— Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
7 Предполагаемые результаты.
Обучающийся:
Называет последовательно дни недели, месяцы и времена года.
Определяет время по часам с точностью до одной минуты.
Соотносит число соответствующим количеством предметов в пределах 20.
Считает в прямом и обратном порядке от 1 до 20, от 0 до 20
Определяет, называет разряды двузначных чисел и способ их образования.
Определяет место числа в числовом ряду от 1 до 20, от 0 до 20.
Воспроизводит устно, списывает, самостоятельно записывает ряд чисел 1-20 по памяти самостоятельно.
Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20.