Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию и формированию вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20, а также пространственно-временных представлений для обучающихся с легкой УО

Автор: Листикова Александра Сергеевна

Паспорт рабочей программы

 

Статус программы

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию и формированию вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20, а также пространственно-временных представлений 

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1.      1. Конституция РФ.

2.      2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273.

3.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями )  (ФГОС, 1 вариант)

4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской)

 

Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс)

 

Обучающиеся 2 класса

 

Сроки освоения программы

 

1 год

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)

 

 

Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели)

 

согласно расписанию

(продолжительность занятий 20 минут)

 

Форма обучения (очное / индивидуальное обучение (на дому))

 

Очная

Информация об используемом учебнике.

 

 

 

________

 

 

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка:

       У учащихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)   основным  симптомом  является недоразвитие познавательной деятельности,  такие учащиеся не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать.  Дети затрудняются в понимании смысла сложения и вычитания, а в дальнейшем испытывают трудности при выполнении данных действий в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, что затрудняет их социализацию.

Слабость обобщений проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила, понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, когда эти правила можно применить. Немаловажное значение для развития обобщения у обучающихся и коррекции недостатков их развития имеет формирование вычислительных навыков. Формирование вычислительных навыков — сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

        Однако, при продолжительном и направленном использовании различных методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика в овладении вычислительными навыками

Цель данной программы является развитие и  формирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20, а также развитие пространственно-временных представлений

Задачи:

 Развивать умение различать временные интервалы (неделя, месяц)

 Формировать умение определять время по часам с точностью до одной минуты

 Развивать умение считать в прямом и обратном порядке от 1 до 20

 Развивать умение  соотносить число с количеством предметов в пределах 20

 Формировать /развивать  умение определять, называть разряды двузначных чисел, способ их образования, составлять из разрядных единиц числа; записывать  двузначные числа, находить их в числовом ряду.

Формировать/развивать  умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода

Формировать умение решать простые/составные  арифметические задачи в пределах 20.

Способствовать воспитанию положительного отношения к занятиям

Способствовать формированию доводить начатое дело до конца

Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении практических заданий

2. Система принципов, на основе которых построено содержание программного материала:

1.  Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционно-развивающей работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося.

2.  Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей.

3.  Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

4. Принцип единства диагностики и коррекции отражает взаимодополняющую связь процессов  диагностики и коррекции и реализуется в трех аспектах: 1) На основании диагностических данных формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы; 2) взаимодополняемость и взаимосвязь диагностики и коррекции дает возможность комплексно решать диагностические и коррекционные задачи; 3) коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики. Такой контроль позволяет соотнести динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства коррекционно-развивающего воздействия.

5. Принцип комплексности, заключающийся в психолого—педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (дефектолога, психолога, логопеда) и родителей.

6. Принцип индивидуализации предполагает организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

7. Принцип конкретности и доступности учебного материала заключается в конкретизации и соответствии содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.

8. Принцип постепенности призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.

9. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы.

3. Форма организации программы. Основной формой работы для обучающихся являются индивидуальные занятия, направленные  на развитие и формирования вычислительных навыков в пределах 20 . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут, в специально оборудованном кабинете. В зависимости от особенностей ребенка количество занятий может варьироваться 2-4 занятий.

5. Система оценки достижения ожидаемых результатов:

Оценка достижений ожидаемых результатов осуществляется с использованием метода наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. 

Проведение диагностического обследования 3 раза в год в начале (входящая) в середине (текущая) и конце (промежуточная) учебного год.

При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка, уровень сформированности представлений, действий/операций, вид оказываемой помощи:

— контролирующая помощь – предполагает выполнение задания обучающимся под контролем взрослого;

— направляющая помощь — предусмотрена для случаев, когда у обучающегося возникают затруднения в определении средств, способов, планирования деятельности, в определении первого шага последующих;

— организующая помощь — предполагает уточнение и разъяснение инструкции;

— стимулирующая помощь — используется в ситуации, когда обучающийся не включается в работу после получения задания или, когда работа выполнена неверно;

— обучающая помощь — когда указанные виды помощи не эффективны.

6. Специальные педагогические условия:

— Эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком.

— Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности.

— Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

7 Предполагаемые результаты.

Обучающийся:

Называет последовательно дни недели, месяцы и времена года.

Определяет время по часам с точностью до одной минуты.

Соотносит число соответствующим количеством предметов  в пределах 20.

Считает в прямом и обратном порядке от 1 до 20, от 0 до 20

Определяет, называет разряды двузначных чисел и способ их образования.

Определяет место числа в числовом ряду от 1 до 20, от 0 до 20.

Воспроизводит устно, списывает, самостоятельно записывает ряд чисел 1-20 по памяти самостоятельно.

Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20.

 

×
×