МНОГОУРОВНЕВОЕ, ПРОФИЛЬНОЕ КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МБОУ «НОВОЧЕБОКСАРСКИЙ КАДЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВА М.М.»

Автор: Александр Николаевич Николаев

МНОГОУРОВНЕВОЕ, ПРОФИЛЬНОЕ КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МБОУ «НОВОЧЕБОКСАРСКИЙ КАДЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВА М.М.»

 

                                                                                        А.Н.Николаев

 

МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»

Минобразования Чувашии, г. Новочебоксарск

 

 

 

ПЛАН:

 

 1. Кадетское образование России, в частности Чувашии;       

2. Основные положения многоуровневой, профильной программы МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»;

3. Реализация многоуровневой, профильной программы «Юный спасатель»;        

 4. Основные направления воспитательной работы в кадетских классах;     

5.Ожидаемые результаты реализации программы.

 

1. Кадетское образование России, в частности Чувашии    

Сегодня в России существует 194 кадетских образовательных учреждения. 26 относятся к Министерству обороны, семь — к МВД, три у МЧС, по одной школе у ФСБ, СК, МИДа и Минкультуры. 154 кадетские школы подчиняются Минобрнауки. Всего в РФ учатся более 50 тыс. суворовцев, нахимовцев и кадетов. В кадетские школы принимают после 5-го класса. Массовое кадетское образование — феномен наш, российский. Нет силового ведомства, у которого не было бы «своих» классов или училищ. И с каждым годом их все больше. Спрос со стороны родителей — колоссальный. При этом система кадетского обучения законодательно не оформлена и функционирует фактически стихийно. Уже готова концепция кадетского образования в РФ. Предполагается, что она будет принята до конца года

Система кадетского образования в Чувашии существует с 2007 года. Оно развивается по двум направлениям: создание отдельных кадетских школ и развитие кадетских классов в общеобразовательных организациях. С 2007 года в Чувашской Республике действует республиканская общественная организация «Ассоциация кадетских школ и кадетских классов Чувашской Республики «Кадеты Чувашии», председателем которой является Савчук Олег Валентинович, директор лицея государственной службы и управления г. Канаш. Ежегодно с участием кадет республики проводится более 15 межрегиональных и республиканских мероприятий. Кадеты принимают активное участие в сменах оборонно — спортивного оздоровительного лагеря Приволжского федерального округа «Гвардеец», межрегиональном слете юных патриотов России кадетских корпусов, суворовских училищ, лицеев и патриотических клубов, Параде Памяти, посвященном военному параду в Куйбышеве 7 ноября 1941 года, республиканском фестивале «Нам этот мир завещано беречь!», строевом смотре кадетских классов «Осенняя кадетская поверка», играх юнармейского движения «Зарница» и «Орленок», конкурсе кадет «Георгиевский бал», профильных кадетских сменах.  Кадетское образование – это особый уклад организации образовательной деятельности, с регламентированной системой жизнедеятельности, с соблюдением воинских ритуалов с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей, сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет. Приоритетами кадетского образования являются возрождение духовных, нравственных ценностей в образовательной среде.

Проведен мониторинг кадетских классов в 2018-2021 учебном году. С 18 сентября по 15 октября 2021 г. проведен  мониторинг кадетских корпусов,  школ  и  общеобразовательных организаций, имеющих кадетские классы в 2018-2021 учебном году. По данным мониторинга в текущем учебном году в 23 муниципалитетах республики осуществляется кадетское образование, в том числе в 18 районах и 5 городах. Всего 58 общеобразовательных организаций имеют кадетские классы, в том числе 3 кадетские школы и 1 кадетский корпус ПФО. Всего 195 кадетских классов, 4745 обучающихся:

—  1 кадетский корпус (16 классов, 390 обучающихся);

—  3 кадетские школы (51 класс, 1288 обучающихся);

— 54 общеобразовательных организаций, имеющих кадетские классы (128 классов, 2872 обучающихся).

 

2. Основные положения многоуровневой, профильной программы МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»

 

2.1. Нормативно-правовая основа программы

         Программа кадетского образования  разработана в соответствии с:

—  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»;

— Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.);

—  Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г.,

—  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным законом  от 26.09.1997г. № 125-ФЗ (в редакции от 13.07.2015г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

— Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

—  Федеральным законом от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в действующей редакция от 13.07.2015г.);

— Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007г. № 1495 (в редакции от 25.03.2015г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»);

— Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010г. № 96, №134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»;

— Законом Чувашской Республики от 30.07.2013г. № 50 (в редакции от 09.10.2015г.) «Об образовании в Чувашской Республике», принятом ГС ЧР 23.07.2013г.;

—  Уставом МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»»;

— Положением о кадетских классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М.» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

2.2. Цель программы

 Цель программы кадетского образования НКЛ — создавать условия для интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет, формирования высокого патриотического сознания, основ для дальнейшего освоения  профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку  к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Сегодня все кадетское образование в России основывается на единственной статье — 86-й — закона «Об образовании». Следовательно, это «обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе.

Исходя из целей вытекают и задачи: обеспечение получения кадетами многоуровневой, вариативной, многопрофильной подготовки основного и среднего общего образования в соответствии с  государственными  образовательными стандартами на повышенном уровне, создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Далее следуют принципы реализации кадетского образования, основанные на гуманистических началах, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования кадет, содействие выбору индивидуального образовательного маршрута кадета и темпа его освоения.

2.3. Основные направления реализации программы

 

Кадетские классы реализуют общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего общего образования, определяемые государственными образовательными стандартами, и дополнительные образовательные программы по следующим направлениям:

— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;                     

— художественно-эстетическое воспитание;

— физическое развитие и военно-прикладное обучение;

— историко-краеведческое воспитание;

— освоение хореографии, этики и психологии общения.

Для полноценной реализации многоуровневой программы необходимо материально – техническое обеспечение. Основу учебно-материальной базы НКЛ составляют: тир, спортивный  зал, стадион, многофункциональный спортивный  городок, военизированная полоса  препятствий, тренажерный  зал, хореографический  класс, шахматный зал, бассейн, музыкальный  класс, строевой плац, скаладром,  туристическая полоса. В 2016 году материально – техническая база НКЛ – признана лучшей в Чувашской Республике. Основополагающим успеха кадетского образования является кадровое обеспечение. Вся система реализации программы основывается на взаимодействии всех педагогических работников, работающих в кадетских классах. К образовательному и воспитательному процессам  привлекаются также:

— шеф – кадеты (ДОСААФ России, Главное Управление МЧС России по Чувашской Республике, Военный комиссариат города Новочебоксарск, ВДПО Чувашской Республики, ГИМС МЧС России по Чувашии, ДЮСШ №2, КУ «ЧР ПСС» КГ ЧР Чувашии, туристический клуб «Кредо»);

— социальный педагог школы, педагог – психолог, классные руководители, преподаватель — организатор ОБЖ, воспитатели – наставники, преподаватели спецкурсов, родители,  Управляющий совет, совет отцов.

Управление системой кадетского обучения и воспитания в НКЛ осуществляется на сочетании административных и общественных форм управления.

Общественными формами управления кадетским образованием являются родительский комитет класса и родительское собрание, педагогический совет НКЛ, Управляющий совет. Для организации управления кадетским классом и приближения её структуры к требованиям общевойсковых уставов, назначаются командир взвода и командиры отделений.

Административно-педагогическое управление осуществляется непосредственно директором лицея, подчинённой ему администрацией, координатором развития кадетского движения и классными руководителями кадетских классов как лицами, специально назначенными для организации учебно-воспитательного процесса. Директор лицея непосредственно организует и осуществляет управление всей работой по обучению и воспитанию обучающихся в социально — педагогическом пространстве кадетских классов, его интеграцией в общий учебно-воспитательный процесс лицея и несёт ответственность за состояние учебно-воспитательной работы.

Координатор развития кадетского образования (воспитатель-наставник) назначается для качественной организации учебно-методической и воспитательной работы, поддержания высокого уровня дисциплины и морально-психологического состояния кадетов.
      Классный руководитель  назначается из числа наиболее опытных учителей лицея с целью качественной организации и контроля за учебным и воспитательным процессом в социально-педагогическом пространстве кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной соподчиненности администрации лицея.

Занятия проводят учителя, преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования. Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в лицее, на всех проводимых занятиях, а также в повседневной жизни.

 

 

2.4. Формирование кадетских классов

Особое внимание уделяется набору в кадетские классы. Для этого в НКЛ предусмотрено предпрофильное образование в 4 – х классах. В течение учебного года в 4 – х классах преподается предмет «Юный кадет», на котором старший воспитатель – наставник знакомится с классами, проходит с ними первоначальные основы кадетского образования.  В кадетский класс принимаются учащиеся, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетском классе по письменному заявлению родителей. Количество обучающихся в кадетском классе определяется с учетом санитарных норм. Набор проходит на основе показателей посещаемости уроков, текущих и годовых оценок успеваемости, психологического тестирования и результатов физической подготовленности. С сентября по декабрь будущие кадеты проходят курс молодого бойца, по истечению которого они сдают зачеты по всем общеобразовательным предметам и спецкурсам, с выставлением допуска к церемонии «Посвящение в кадеты» в так называемом «Бегунке». Преемственность заключается в работе в подшефном детском садике №13, где кадеты НКЛ второй ступени обучения занимаются с детьми старшей группы детского садика.

  Кадеты в обязательном порядке носят форму установленного образца, определённую для ношения в подразделениях МЧС: пиджак, рубашка белого или синего цвета,  футболка, джемпер, куртка, бушлат с эмблемой Министерства чрезвычайных ситуаций, брюки, туфли темного цвета. Единый для всех цвет —  одежды – синий. Берет оранжевого цвета и белые перчатки.

В лицей кадеты прибывают на утреннюю поверку к 8.15. С 8.30 до 13.55 проводятся занятия по общеобразовательным дисциплинам школьной программы, с перерывом на прием пищи (после 1 и 4-ого уроков). С 14.00 до 16.00 организуется проведение внеурочной деятельности. По окончании занятий и подведения итогов дня кадеты убывают домой.

3. Реализация многоуровневой, профильной программы «Юный спасатель»

Программа « Юный спасатель» состоит из семи ступеней, ступень – это год обучения. Каждый учебный год  предусматривает прохождение двух этапов. Этап начинается с ознакомления, уяснения задач. Учащийся, с помощью взрослых, ставит перед собой  цель и конкретизирует задачи, решение которых приведёт к достижению поставленной цели. Сама задача воспринимается как осмысленная целевая установка. Значимость цели обеспечена стремлением повторять действия взрослых, походить на человека военного, защитника Родины. Образовательный процесс в НКЛ осуществляется с учетом регионального компонента кадетского образования и в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования, установленными законодательством РФ:

    I ступень  — начальное общее образование «Юный кадет»- (нормативный срок освоения — 1год 4 класс) обеспечивает освоение учащимися предкадетских классов образовательных программ начального общего образования, знакомство кадетов младшего возраста с историей возникновения и развития российской армии, получение первичных навыков работы пожарного-спасателя, строевой подготовки, основ первой медицинской помощи. На первоначальном этапе происходит становление классного коллектива (взвода), привитие с раннего возраста навыков четкой организации своей деятельности в соответствии со школьным распорядком дня: ежедневное утреннее построение, приветствие, перемещение в строю. В июне месяце проводится летний пришкольный лагерь для учащихся 4-6 классов, глее отрабатываются практические навыки по всем спецдисциплинам, благо позволяет инфраструктура (лесопарк, река Волга, бассейн, спортивный комплекс).

     II ступень-основное общее образование- ( нормативный срок освоения — 5лет) обеспечивает освоение кадетами  образовательных программ основного общего образования, становления и формирования личности кадетов, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. В 5-6 классах  продолжается ознакомление учащихся с историей российской армии, изучение традиций спасателей, лучших традиций русского воинства, изучаются элементы общевойсковой подготовки. В 7-9 классах происходит  углубление знаний и совершенствование навыков общевойсковой и спасательной подготовки по профилю МЧС, начинается работа в дружинах юных пожарных, участие в юнармейских играх «Зарница» и «Орленок».

  III ступень — среднее общее образование (нормативный срок освоения – 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение кадетами общеобразовательных программ, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, их реализацию. На данном этапе вводится профиль МЧС «Юный спасатель», как основа для осознанного выбора профессии и получения соответствующего высшего (среднего) профессионального образования.

 Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетских классах  определяются образовательной программой с учетом государственных образовательных стандартов и федеральных базисных учебных планов.

В  дополнение к обязательным предметам  на II и III   ступенях вводятся учебные предметы и специальные курсы, обеспечивающие реализацию программу кадетского образования.  В 11 классах, кадеты по желанию выполняют прыжки с парашютом и обучаются на водителя категории «В» и получают начальную легкую водолазную подготовку.

Организационно кадетский класс является структурой продленного учебного дня с делением учебного периода на первую и вторую половину. В первой половине дня кадетами изучаются преимущественно общеучебные предметы, во второй половине – предметы программы дополнительного образования и ведется целенаправленная воспитательная работа.

Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПином нормы, а количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня, установленного базисным учебным планом.

 

3.1. Специализированные курсы программы дополнительного образования:

для I ступени:

—  Основы строевой подготовки;

— Основы безопасности жизнедеятельности;

—  Шахматы;

— Основы здорового образа жизни;

— Историческая подготовка («Русь святая в пословицах и поговорках» или «Святая Родина моя»);

— Плавание.

для II ступени:

                   Введение в специальность спасателя;

                   Начальная военная подготовка;

                   Плавание «Спасение на водах»;

                   Спортивное ориентирование и туризм;

                   Основы рукопашного боя (тхэквондо);

                   Строевая подготовка;

                   Бальные танцы;

                   Шахматы;

                   Этика и психология общения;

                   Первая доврачебная помощь;

                   Огневая подготовка;

                   Второй иностранный язык (французский);

                   История военного искусства;

                   Начальный альпинизм (передвижение по веревкам  в вертикальной и горизонтальной плоскостях, скаладром);

                    «Музейное дело» — поисковый отряд «Отвага»

для III ступени:

                   Школа выживания;

                   Медицинская помощь в экстремальных условиях;

                   Начальная военная подготовка;

                   Строевая подготовка;

                   Второй иностранный язык (французский);

                   Психология выживания;

                   Огневая подготовка;

                   Парашютно – десантная подготовка;

—    Этика и психология семейной жизни;  

                   Начальный альпинизм (передвижение по веревкам  в вертикальной и горизонтальной плоскостях, скаладром);

                   Обучение на водителя категории «В»;

                   Легкая водолазная подготовка.

 

 

4.Основные направления воспитательной работы в кадетских классах

 

1.                  военно-патриотическое и гражданско — правовое воспитание;

2.                  духовно-нравственное воспитание;

3.                  художественно-эстетическое воспитание;

4.                  формирование навыков здорового образа жизни;

5.                  социальное воспитание.

В НКЛ разработаны и работают Устав и Положение «Кадетской аттестационной комиссии» (КАК). Кадетская аттестационная комиссия является специальным коллегиальным органом НКЛ, который контролирует и принимает важные решения в основных вопросах деятельности кадет.  Кадетская аттестационная комиссия НКЛ создана в целях усиления воспитательной работы среди кадет НКЛ посредством выявления положительных лидеров, младших командиров в кадетских подразделениях. В состав Кадетской аттестационной комиссии входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, старший воспитатель — наставник, воспитатели (классные руководители) кадетских  взводов, психолог школы, социальный педагог и командиры взводов. На Кадетских аттестационных комиссиях раз в месяц рассматриваются вопросы поощрения, присвоения очередных и внеочередных кадетских званий, вопросы дисциплинарного взыскания и наказания. Каждому кадету после принятия присяги вручается «Кадетская книжка», в которую заносятся все виды поощрений за образцово – показательные успехи в специальной и физической подготовке, за успехи в учебной деятельности и взыскания.

Проведенная аналитическая работа показала, что за 2017-2018 учебный год кадеты НКЛ приняли участие в 256 мероприятиях патриотического содержания, конкурсах, соревнованиях всех уровней, как городского, республиканского и Всероссийского. Вот небольшой перечень мероприятий: «Ежедневная утренняя поверка», «Вахта памяти – Беслан», «Осенняя кадетская поверка», «Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ», «Республиканский Георгиевский бал», «Посвящение в кадеты», «Первенство города по стрельбе», «День спасателя», «Бал четырех Побед», «Лыжня России», «Митинг, посвященный годовщине вывода советских войск из Афганистана», «Смотр – конкурс «День защитников Отечества», фестиваль «Нам этот мир завещано беречь!», «Посвящение в кадеты в подшефном детском садике №13», «Европейское боевое развертывание CTIF», конкурс детского конкурса в области пожарной безопасности «Неопалимая купина», соревнования между ДЮП города «Ангелы в боёвках», «Первенство по тхэквондо», «День общественной экспертизы», «Гонка патриотов», «Парад 9 мая», акция «Часовой у знамени Победы»,  Всероссийская акция «Свеча памяти», акция «Вальс Победы», юнармейские игры «Зарница» и «Орленок», «Церемония вручения свидетельств о кадетском образовании», «Военно-полевые сборы», «Летний кадетский лагерь», «Окружной оборонно-спортивный оздоровительный лагеря «Гвардеец», «Бородино» и т.д. Интенсивность и насыщенность, не забывая о качестве мероприятий, позволяет поддерживать в НКЛ дух воспитывающий потенциал кадетской жизни с ее военизированной и гражданской составляющей.

 

5. Ожидаемые результаты реализации программы

          В результате реализации многоуровневой профильной программы достигнуты следующие результаты:

-1 место в III республиканском смотре-конкурсе кадетских школ и общеобразовательных организаций, имеющих кадетские классы(2017);

— 2 место в XXVII республиканский слет юных пожарных в зачет XIII  Спартакиады школьников по спортивно — техническим и прикладным видам спорта на Кубок им. А.Г. Николаева в 2016 — 2022 учебном году;

— 3 место в XLIX Финальные игры юнармейского движения Чувашской Республики «Зарница» и «Орленок», конкурс «Найди снайпера», группа «Зарница» (2017);

— 2 место в XlIX Финальные игры юнармейского движения Чувашской Республики «Зарница» и «Орленок», конкурс «Защита», группа «Зарница»(2017);

1 место в IX Всероссийский слет юных пожарных в д/л «Звездный» ВДЦ «Орленок», «Пожарная эстафета» (2017);

— 1 место в IX Всероссийский слет юных пожарных в д/л «Звездный» ВДЦ «Орленок», «Штурмовка» (2017);

— 1 место во  II Всероссийском смотре — конкурсе дружин юных пожарных «Лучшая дружина юных пожарных России» (2016);

— 1 место в Республиканском фестивале спорта кадет (2017, 2018);

— 2 место в Республиканском конкурсе бального танца «Бал четырех Побед» (2017-2021);

— I место в общем зачете на республиканском фестивале военно – патриотических клубов и кадетских классов «Нам этот мир завещано беречь». Группа «Кадетские школы и кадетские классы» (2020);

— 1 место в IX республиканском строевом смотре кадетских классов «Осенняя кадетская поверка – 2020»;

— 1 место в Республиканском конкурсе бального танца «Георгиевский бал» (2015-2022);

— Победитель Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения людей «Созвездие мужества» в номинации «лучшая дружина Юных пожарных России» (2021)

— Командир кадетского корпуса – победитель Всероссийского конкурса в области пожарной безопасности «Мир в наших руках» (2022).

Всего кадетами Новочебоксарского кадетского лицея за один учебный год завоевывается порядка 200 призовых мест в соревнованиях, конкурсах, научно – практических конференциях, всех уровней.

Статистика поступления выпускников Новочебоксарского кадетского лицея в высшие учебные заведения Минобороны России, ФСБ, МВД, МЧС и в другие силовые ведомства составляет 27 % из четырех кадетских выпусков, начиная с 2014 года. Около 10% кадет продолжают получать кадетское образование после окончания 9 класса в Чувашском кадетском корпусе Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова». 100% поступление в ВУЗы России по гражданским специальностям и это очень радует, так, как цитируя слова из концепции кадетского образования, (которая, надеемся, будет утверждена в запланированный срок — в конце  2018 года) говорится, что главная цель кадетского образования — «формирование нового слоя государственных служащих, которые по определению и генетике своего воспитания и обучения способны и готовы патриотично, профессионально и ответственно управлять бытием державы».

×
×