Автор: Кутепова Ольга Викторовна
«Использование практикоориентированного подхода в процессе обучения физике»
Выступление на педсовете Кутеповой Ольги Викторовны, учителя физики МБОУ СОШ № 6 Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь.
А.Дистервег
В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса обучающихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.
Однако новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед учителем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.
Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
1) мотивационное обеспечение учебного процесса;
2) связь обучения с практикой;
3) сознательность и активность студентов в обучении,
4) деятельностный подход.
Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является
• формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
• формирование человека — гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики – это:
а) обновленный дидактический материал, работая с которым учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания.
б) Примеры качественных задач, решаемых на уроках.
(см приложение) Качественные задачи способствуют развитию логического мышления ребят, особенно если они связаны с получаемой профессией. Еще я использую задачи с недостающими данными, даю задания на оптимальный поиск информации.
Кромерешениязадач,используюследующиевидыдеятельности:
в) подготовка рефератов, олимпиады, составление и решение кроссвордов, лучшую презентацию по указанной проблеме, домашний эксперимент с производственным содержанием (См приложение)
г) Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.