Использование возможностей практикоориентированного подхода в процессе обучения физике

Автор: Кутепова Ольга Викторовна

«Использование практикоориентированного подхода в процессе обучения физике»

 Выступление на педсовете Кутеповой Ольги Викторовны, учителя физики МБОУ СОШ № 6 Предгорного муниципального округа Ставропольского края

 

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении

всего того, что знаешь.

А.Дистервег

 

В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса обучающихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.

Однако новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед учителем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.

Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

1)  мотивационное обеспечение учебного процесса;

2)  связь обучения с практикой;

3)  сознательность и активность студентов в обучении,

4)  деятельностный подход.

Целью  практико-ориентированного  подхода  при  обучении  физике является

 

                    формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;

                    формирование человека — гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики – это:

а) обновленный дидактический материал, работая с которым учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания.

б) Примеры качественных задач, решаемых на уроках.

(см приложение) Качественные задачи способствуют развитию логического мышления ребят, особенно если они связаны с получаемой профессией. Еще я использую задачи с недостающими данными, даю задания на оптимальный поиск информации.

Кромерешениязадач,используюследующиевидыдеятельности:

в) подготовка рефератов, олимпиады, составление и решение кроссвордов, лучшую презентацию по указанной проблеме, домашний эксперимент с производственным содержанием (См приложение)

г) Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.

×
×