Работа педагога над эмоциональной наполненностью исполнителей

Автор: Ковалева Елена Александровна

«Работа педагога над эмоциональной наполненностью исполнителей»

Я бы хотела начать свое выступление с высказывания великого хореографа Жан Жоржа Новера: «Дети Терпсихоры! Бросьте все эти кабриоли, антраша и всякие замысловатые па! Оставьте жеманство и предайтесь чувству, безыскусственной гра­ции и выразительности! Постарайтесь получше усвоить благо­родную мимику; никогда не забывайте, что она — душа вашего искусства. Вкладывайте в свои pas de deux побольше мысли и смысла».

Давно ли ваш взгляд приковывало какое-либо эмоциональное, наполненное внутренним смыслом и интересным содержанием хореографическое произведение? Произведение, после которого вы с уверенностью могли бы сказать, что оно оставило отпечаток в вашем сердце, тронуло ваши чувства и вы ощутили на себе переживания артистов? Думаю, многие из вас затрудняться ответить на этот вопрос.

Как же педагогу следует работать с артистами, чтобы добиться от них желаемой эмоции, правильно донести мысль и что прежде всего требуется от исполнителя, выявим в ходе моего доклада, целью которого является: определить степень важности работы педагога над эмоциональной наполненностью исполнителей в хореографическом произведении. И решим ряд задач, которые вы видите на слайде, а именно:

1) Исследовать взаимосвязь педагога и артиста в процессе работы над эмоциональной составляющей танца.

2) Рассмотреть различные методы работы педагога над эмоциональной наполненностью исполнителей в хореографическом произведении.

Тема  очень актуальна в наши дни, ведь в последнее время, в особенности в телепередачах, довольно часто приходится смотреть такие танцы, где артисты выполняют сложнейшие прыжки, трюки, вращения, без всякой видимой цели и смысловой направленности. В таких танцах нет и отдаленного намека на осмысленную конструкцию пластической речи.

Также мы все чаще наблюдаем постановки с дополнительными вспомогательными элементами: современными инновационными технологиями, спецэффектами и т.д. и это часть современного искусства от которой мы также не в праве отказаться, ведь время идет вперед, зрителю хочется видеть все новые и новые зрелища. Но во всем этом обилии, хореографическое произведение словно крупный негранёный алмаз, он не станет чистым бриллиантом, потому как в принципе потеряет свое главное свойство-танец, и свое назначение- поделиться со зрителем эмоцией, чувством, дать задуматься, поверить во что-то.

Крупный план требует чрезвычайно выразительной, но тонкой и мягкой мимической игры. Как можно говорить о серьезных исканиях, если созданные сочинения подобны набору слов. Ведь если кто-нибудь начнет громко, подряд произносить слова, сочетание которых ровно ничего не выражает, вы встревожитесь и немедленно отведете своего товарища к психиатру. Значит, говорить бессмысленно нельзя. Так почему же некоторые считают это возможным в танце? Мы видим иногда ряд движений, положений тела, последовательность которых не говорит нам ровно ничего, и только благодаря музыке мы улавливаем то или иное настроение — настроение и не больше. Ни индивидуальности артиста, ни тем более образа героя не видно совсем.

 Да, безусловно есть такие постановки, спектакли, где ощущается жизнь и искренность исполнения, где чувствуется ювелирная работа балетмейстера не только над техникой исполнения танцоров, но и над одухотворенностью каждого движения, каждого жеста и взгляда, и именно такие произведения цепляют зрителя за живое, проникают в глубину души. Ведь настоящее хореографическое искусство должно не просто воспитывать, прежде всего оно должно волновать.

Посмотрев балетный спектакль или танцевальный номер, зритель не должен остаться безучастным. Важно выявить в драматургии такие повороты сюжета, которые бы давали воз­можность средствами нашего искусства раскрыть образ челове­ка, поставить его в такие сценические обстоятельства, в которых бы в полной мере раскрывались черты его характера.

Что же такое эмоциональная наполненность танца и исполнителей? Эмоциональная наполненность в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувств, эмоций и мысли. Танец лишенный эмоциональной наполненности сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям и движениям.

 Увлечение бессмысленным формотворчеством приводит к появлению произведений, не несущих в себе заряда эмоций, а через них и мыслей.

×
×