8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Удивительный мир морских и пресноводных рыб

Автор: Богер Татьяна Васильевна

МБ ДОУ «Детский сад № 131»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

Тема: «Удивительный мир морских и пресноводных рыб»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Богер Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия: расширение представлений у детей о разнообразии водных ресурсов и их обитателях — рыбах.

 

Задачи:

Образовательные:

·         Расширять представления о строении, питании и местах обитания.

·         Систематизировать знания детей о классификации рыб: речные рыбы, морские

·         Формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Развивающие:

        Развивать слуховое восприятие, произвольное внимание и память.

        Развивать диалогическую и связную речь в умении отвечать на поставленные вопросы.                                                                                       

        Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

        Развивать умение определять и называть рыб из водоёмов.

        Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «океанариум», «пресная вода». Рыбы – морские, пресноводные, икринки, мальки, водные обитатели.

         Развивать мелкую, крупную моторику, воображение;

         Развивать умение правильно подбирать антонимы.

         Развивать творческие и коммуникативные способности, фантазию, находчивость, эрудицию, внимание, память.

Воспитательные:

         Развивать коммуникативные способности, экологическую грамотность у детей, отзывчивость.

         Воспитывать нравственные качества, формирование основ в океанариуме, заботливое отношение к миру природы, любознательность, доброжелательность.

         Учить правильному поведению в природной среде.

Материалы и оборудование:

·         Плакат «Водоем»,  «Море»;

·         Иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб;

·         Два аквариума — макета с рыбой морской и речной;

·         Схемы «Как размножается рыба», «Что нужно для рыбы»;

·         Аудиозапись «Шум моря»;

·         Вода в стаканчиках под № 1,2,3,4 (кислая, сладкая, солёная, пресная);

·         Трубочки по количеству детей;

·         Смайлики (весёлые, грустные) по количеству детей.

 

 

 

                                                                        

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

 

Воспитатель.

— Доброе утро ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые к нам пришли. Улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу и присядем. 

— Ой, посмотрите среди нас, находится необычный гость. Посмотрите кто же это?

Дети: морская звезда

Воспитатель:

— Ребята, а ведь морская звезда заблудилась  и просит помощи у вас. Вы ребята готовы помочь морской звезде? И вернуть её домой.

Дети: да.

Воспитатель:

— Что бы нам отправиться в путешествие с морской звездой на поиски её дома, надо сказать волшебные слова.

 

Раз, два, три,  глаза закрой

Слышите морской прибой

(звучит аудиозапись «Шум моря»)

Волшебство звезда примени

В океанариуме очутиться помоги.

 

Воспитатель: Когда у вас были закрыты глаза, скажите, что  вы услышали?.

Дети: (Плеск волн, шум прибоя, воды…)

Воспитатель: Мы с вами попали в океанариум, где обитают разные виды рыб.

Воспитатель: Кто знает,  что такое океанариум? (ответы детей).

Океанариум это созданный человеком большой аквариум. Вода,  которая находиться в океанариуме тоже разная. Есть солёная  и пресная. В пресной воде обитают пресноводные рыбы или речные.

 — А как бы вы назвали рыб, живущих в море?

Дети:  рыбы, живущие в море, называются морскими.

 

Правило поведения в океанариуме

Воспитатель: давайте вспомним правило поведения в океанариуме. 

Нельзя ничего бросать,  шуметь, опускать руки в воду. Все это может испугать рыбок, привести к болезни.

— А что можно? Можно любоваться рыбками, наблюдать за ними.

 

2.      Игра – экспериментирование «Солёная вода»

 

Воспитатель: Кто из вас ездил на море и знает, какая на вкус в нём вода?

Дети: Вода на море чистая, прозрачная, на вкус солёная.

Воспитатель: Правильно, солёная.

— Какая ещё бывает вода на вкус?

— Если мы добавим сахар, лимон, соль, вода на вкус какая? (кислая, сладкая, солёная)

Воспитатель: А если мы ничего не добавим в воду, какая будет вода?

Дети: это вода будет чистая, без запаха и вкуса.

Воспитатель: такая вода ещё называется пресной.

Воспитатель: посмотрите у нас на столе стоят 4 стаканчика с трубочками. Они все под номерами. В каждом стаканчике разная вода. Вам нужно попробовать и определить, в каком стаканчике находиться морская, солёная вода.

 

Воспитатель: Скажите ребята, под каким номером морская вода?

Дети: Морская вода под номером 1.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: Вода в стаканчике № 1 на вкус солёная, как в море.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и зарядку проведём.

3.      Физ.минутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

 

4.      «Пресноводные рыбы»

(на мольберте пресноводные рыбы)

 

Воспитатель: Продолжим  наше путешествие. Морская звезда нас зовёт к     

                       пресноводным рыбам. Почему их так называют?

                       

Дети: эти рыбы живут в пресной, чистой воде.

Воспитатель: В каких ещё водоемах есть пресная вода?

Дети: (реке, озере, пруду)

Воспитатель: какие пресноводные рыбы обитают в реке, озере?

Дети: щука, карась, налим, ёрш.

Воспитатель:  Т.к. мы живём рядом с пресной водой,  мы можем 

                            рассмотреть с вами речную рыбу.

                            Эту рыбу называют  «плотва».

                              

5.      «Как устроена рыба».

Воспитатель:

·         Из чего состоит рыба? (жабры, голова, глаза, плавники, хвост, чешуя, рот, язык, зубы)

·         Чем покрыто тело рыб? Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

·         Как рыбы передвигаются в воде? (при  помощи плавников  и  хвоста). Точно так же как мы, люди передвигаемся при помощи ног, рыбы, шевеля хвостом, двигаются в воде.

·         С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр).

·         А может ли человек дышать в воде? (ответы детей)  

·         Как вы думаете, если бы тело рыб было покрыто мехом, удобно им бы было плавать? Почему?  (мех бы намок и мешал бы ловко нырять и плавать).

 

Воспитатель: Рыбы дышат при помощи жабр кислородом, растворенным в воде. На переднем конце головы расположен рот. У многих рыб в ротовой полости имеются зубы, язык. Рыбы питаются растениями, насекомыми. У большинства рыб есть плавательный пузырь, наполненный смесью газов. При увеличении объема плавательного пузыря, рыба поднимается к поверхности, при уменьшении объема – рыба опускается ко дну.

Как размножается рыба? (Весной рыба мечет икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.

 

Рассматривания схемы «Как размножается рыба» 

 

·         Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап).

·         Что может сделать человек, что бы рыба, не гибла в морях, озёрах, реках? (не кидать мусор в речку, не сливать грязь с заводов, не мыть машины на реке)

 

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы». Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

 

6.      Пальчиковая игра

Воспитатель: морская звезда предлагает поиграть с пальчиками

 

Рыбки весело резвятся
(Две ладошки вместе, руки двигаются волной,

изображая как ныряют и плывут рыбки)
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
(Пальчики сжимаются)
Разожмутся,
(Пальчики растопыриваются в стороны)
То зароются в песке.
(Ручками будто раскапываете песок можно на столе).

 

7.      «Морские обитатели»

Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию с морской звездой.

                         (дети подходят к телевизору, где плавают рыбы)

                         Морская звезда хочет узнать: каких, морских обитателей

                          вы знаете?

                       

Дети: Осьминог, морские звёзды и коньки, дельфины, крабы, медузы.

Воспитатель: Хорошо много назвали обитателей. А теперь внимательно рассмотрим нескольких морских жителей в нашем океанариуме.

 В самых тёмных уголках планеты живёт множество причудливых и ещё не понятых созданий. Но одно из них особенно потрясает воображение — это … дети отвечают — акула-молот.

Воспитатель: А почему она так называется? (Голова её похожа на молот.)

Воспитатель: Акула-молот искусный охотник, ей не страшен даже яд ската    

                         и у неё нет врагов.

А вот эту необычную рыбку называют … морским коньком. А как вы думаете почему? Морской конёк напоминает соответствующую шахматную фигуру, снабжённую закрученным в спираль хвостом. Чтобы его не снесло течением, он хватается цепким хвостиком за ветки кораллов. Конек способен менять свою окраску под цвет окружающей растительности. В период нереста морские коньки поют — издают звуки наподобие щёлканья.

 

8.      Игра «Море волнуется раз» дети изображают морских обитателей пантомимикой. 

 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. « Море волнуется раз». Звёздочка морская посмотри, как мы будем играть.

Под музыку дети перемещаются по залу, выполняя движения, представляя себя какими — то морскими обитателями. Когда произносятся слова « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри» игроки «замирают». Ведущий подходит к одному из играющих и дотрагивается рукой. После этого тот до кого дотронулись, начинает двигаться, представляя морского жителя.

 

9.      Игра. «Раздели рыб»

Воспитатель: Ребята,  перед вами  два водоёма. Что за водоемы вы видите?

Дети: Река, море.

Воспитатель: Правильно, на одной картине река, на другой — море.

Я вам загадаю загадки про рыб, и мы с вами определим, какая рыба, где живет. Если рыба морская значит, она живёт где? (в море)

           Если рыба пресноводная, где её дом? (в реке, озере)

 

·         На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

(ребёнок подходит к доске и прикрепляет рыбу)

 

·         Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине.

И щука не проглотит. (Ерш)

 

·         Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

 

·          Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

 

·         На лошадку так похожа,

Скачет и резвится тоже.

Молча плавает в воде,

Прячется в морской траве
                      (морской конёк)

 

·         Он живёт в морских глубинах,

И имеет восемь ног,

Щупалец, вернее, длинных.

Его имя — … (осьминог)

·         Ты уже, дружок, конечно,

 Что-то слышал обо мне:

 Я всегда пятиконечна

 И живу на самом дне. (Морская звезда)

 

Воспитатель: Кто мне скажет, где живёт морская звезда?

Дети: в море

Воспитатель: Вот и нашёлся дом для нашей морской звезды.

Молодцы, вы расселили  рыб, кто, где живёт. Одни рыбы живут в море, а другие живут в реках и озерах. Давайте немного отдохнем и сыграем в игру «Скажи наоборот».

 

10.  Упражнение  «Скажи  наоборот»

 

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я начинаю предложение и бросаю вам мяч, вы ловите и продолжаете предложение.

 

Морская вода солёная, а речная …пресная

Морская вода тёплая, а речная …холодная

Морская вода жёсткая, а речная …. мягкая

Морская вода прозрачная, а речная … мутная.

 

11.   Заключительная часть.

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова. Звучит музыка моря.

Волшебство звезда примени,

В детский сад нас перенеси.

 

Воспитатель: Мы оказались в детском саду. Присядем на стулья и вспомним наше путешествие.

 

Что мы сегодня узнали о рыбах!

Где они обитают? (в морях, озёрах, реках)

Какие рыбы бывают? (морские, речные)

Что нужно, что бы рыбы и животные не гибли? (Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их).

Что вам больше всего запомнилось в океанариуме?

Хотели бы опять отправиться в путешествие?

 

Молодцы ребята! Вы отлично сегодня поработали, хорошо отвечали, узнали много интересного и нового. Наш океанариум закрылся. А морская звезда приготовила вам небольшие сюрпризы. Выберите себе смайлик по вашему настроению.  

 

 

×
×