Автор: Богер Татьяна Васильевна
МБ ДОУ «Детский сад № 131»
Конспект
Тема: «Удивительный мир морских и пресноводных рыб»
Воспитатель: Богер Т.В.
Цель занятия: расширение представлений у детей о разнообразии водных ресурсов и их обитателях — рыбах.
Задачи:
Образовательные:
· Расширять представления о строении, питании и местах обитания.
· Систематизировать знания детей о классификации рыб: речные рыбы, морские
· Формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.
Развивающие:
• Развивать слуховое восприятие, произвольное внимание и память.
• Развивать диалогическую и связную речь в умении отвечать на поставленные вопросы.
• Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развивать умение определять и называть рыб из водоёмов.
• Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «океанариум», «пресная вода». Рыбы – морские, пресноводные, икринки, мальки, водные обитатели.
• Развивать мелкую, крупную моторику, воображение;
• Развивать умение правильно подбирать антонимы.
• Развивать творческие и коммуникативные способности, фантазию, находчивость, эрудицию, внимание, память.
Воспитательные:
• Развивать коммуникативные способности, экологическую грамотность у детей, отзывчивость.
• Воспитывать нравственные качества, формирование основ в океанариуме, заботливое отношение к миру природы, любознательность, доброжелательность.
• Учить правильному поведению в природной среде.
Материалы и оборудование:
· Плакат «Водоем», «Море»;
· Иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб;
· Два аквариума — макета с рыбой морской и речной;
· Схемы «Как размножается рыба», «Что нужно для рыбы»;
· Аудиозапись «Шум моря»;
· Вода в стаканчиках под № 1,2,3,4 (кислая, сладкая, солёная, пресная);
· Трубочки по количеству детей;
· Смайлики (весёлые, грустные) по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель.
— Доброе утро ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые к нам пришли. Улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу и присядем.
— Ой, посмотрите среди нас, находится необычный гость. Посмотрите кто же это?
Дети: морская звезда
Воспитатель:
— Ребята, а ведь морская звезда заблудилась и просит помощи у вас. Вы ребята готовы помочь морской звезде? И вернуть её домой.
Дети: да.
Воспитатель:
— Что бы нам отправиться в путешествие с морской звездой на поиски её дома, надо сказать волшебные слова.
Раз, два, три, глаза закрой
Слышите морской прибой
(звучит аудиозапись «Шум моря»)
Волшебство звезда примени
В океанариуме очутиться помоги.
Воспитатель: Когда у вас были закрыты глаза, скажите, что вы услышали?.
Дети: (Плеск волн, шум прибоя, воды…)
Воспитатель: Мы с вами попали в океанариум, где обитают разные виды рыб.
Воспитатель: Кто знает, что такое океанариум? (ответы детей).
Океанариум это созданный человеком большой аквариум. Вода, которая находиться в океанариуме тоже разная. Есть солёная и пресная. В пресной воде обитают пресноводные рыбы или речные.
— А как бы вы назвали рыб, живущих в море?
Дети: рыбы, живущие в море, называются морскими.
Правило поведения в океанариуме
Воспитатель: давайте вспомним правило поведения в океанариуме.
Нельзя ничего бросать, шуметь, опускать руки в воду. Все это может испугать рыбок, привести к болезни.
— А что можно? Можно любоваться рыбками, наблюдать за ними.
2. Игра – экспериментирование «Солёная вода»
Воспитатель: Кто из вас ездил на море и знает, какая на вкус в нём вода?
Дети: Вода на море чистая, прозрачная, на вкус солёная.
Воспитатель: Правильно, солёная.
— Какая ещё бывает вода на вкус?
— Если мы добавим сахар, лимон, соль, вода на вкус какая? (кислая, сладкая, солёная)
Воспитатель: А если мы ничего не добавим в воду, какая будет вода?
Дети: это вода будет чистая, без запаха и вкуса.
Воспитатель: такая вода ещё называется пресной.
Воспитатель: посмотрите у нас на столе стоят 4 стаканчика с трубочками. Они все под номерами. В каждом стаканчике разная вода. Вам нужно попробовать и определить, в каком стаканчике находиться морская, солёная вода.
Воспитатель: Скажите ребята, под каким номером морская вода?
Дети: Морская вода под номером 1.
Воспитатель: Как вы это определили?
Дети: Вода в стаканчике № 1 на вкус солёная, как в море.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и зарядку проведём.
3. Физ.минутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
4. «Пресноводные рыбы»
(на мольберте пресноводные рыбы)
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Морская звезда нас зовёт к
пресноводным рыбам. Почему их так называют?
Дети: эти рыбы живут в пресной, чистой воде.
Воспитатель: В каких ещё водоемах есть пресная вода?
Дети: (реке, озере, пруду)
Воспитатель: какие пресноводные рыбы обитают в реке, озере?
Дети: щука, карась, налим, ёрш.
Воспитатель: Т.к. мы живём рядом с пресной водой, мы можем
рассмотреть с вами речную рыбу.
Эту рыбу называют «плотва».
5. «Как устроена рыба».
Воспитатель:
· Из чего состоит рыба? (жабры, голова, глаза, плавники, хвост, чешуя, рот, язык, зубы)
· Чем покрыто тело рыб? Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
· Как рыбы передвигаются в воде? (при помощи плавников и хвоста). Точно так же как мы, люди передвигаемся при помощи ног, рыбы, шевеля хвостом, двигаются в воде.
· С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр).
· А может ли человек дышать в воде? (ответы детей)
· Как вы думаете, если бы тело рыб было покрыто мехом, удобно им бы было плавать? Почему? (мех бы намок и мешал бы ловко нырять и плавать).
Воспитатель: Рыбы дышат при помощи жабр кислородом, растворенным в воде. На переднем конце головы расположен рот. У многих рыб в ротовой полости имеются зубы, язык. Рыбы питаются растениями, насекомыми. У большинства рыб есть плавательный пузырь, наполненный смесью газов. При увеличении объема плавательного пузыря, рыба поднимается к поверхности, при уменьшении объема – рыба опускается ко дну.
Как размножается рыба? (Весной рыба мечет икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.)
Рассматривания схемы «Как размножается рыба»
· Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап).
· Что может сделать человек, что бы рыба, не гибла в морях, озёрах, реках? (не кидать мусор в речку, не сливать грязь с заводов, не мыть машины на реке)
Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы». Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
6. Пальчиковая игра
Воспитатель: морская звезда предлагает поиграть с пальчиками
Рыбки весело резвятся
(Две ладошки вместе, руки двигаются волной,
изображая как ныряют и плывут рыбки)
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
(Пальчики сжимаются)
Разожмутся,
(Пальчики растопыриваются в стороны)
То зароются в песке.
(Ручками будто раскапываете песок можно на столе).
7. «Морские обитатели»
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию с морской звездой.
(дети подходят к телевизору, где плавают рыбы)
Морская звезда хочет узнать: каких, морских обитателей
вы знаете?
Дети: Осьминог, морские звёзды и коньки, дельфины, крабы, медузы.
Воспитатель: Хорошо много назвали обитателей. А теперь внимательно рассмотрим нескольких морских жителей в нашем океанариуме.
В самых тёмных уголках планеты живёт множество причудливых и ещё не понятых созданий. Но одно из них особенно потрясает воображение — это … дети отвечают — акула-молот.
Воспитатель: А почему она так называется? (Голова её похожа на молот.)
Воспитатель: Акула-молот искусный охотник, ей не страшен даже яд ската
и у неё нет врагов.
А вот эту необычную рыбку называют … морским коньком. А как вы думаете почему? Морской конёк напоминает соответствующую шахматную фигуру, снабжённую закрученным в спираль хвостом. Чтобы его не снесло течением, он хватается цепким хвостиком за ветки кораллов. Конек способен менять свою окраску под цвет окружающей растительности. В период нереста морские коньки поют — издают звуки наподобие щёлканья.
8. Игра «Море волнуется раз» дети изображают морских обитателей пантомимикой.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. « Море волнуется раз». Звёздочка морская посмотри, как мы будем играть.
Под музыку дети перемещаются по залу, выполняя движения, представляя себя какими — то морскими обитателями. Когда произносятся слова « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри» игроки «замирают». Ведущий подходит к одному из играющих и дотрагивается рукой. После этого тот до кого дотронулись, начинает двигаться, представляя морского жителя.
9. Игра. «Раздели рыб»
Воспитатель: Ребята, перед вами два водоёма. Что за водоемы вы видите?
Дети: Река, море.
Воспитатель: Правильно, на одной картине река, на другой — море.
Я вам загадаю загадки про рыб, и мы с вами определим, какая рыба, где живет. Если рыба морская значит, она живёт где? (в море)
Если рыба пресноводная, где её дом? (в реке, озере)
· На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
(ребёнок подходит к доске и прикрепляет рыбу)
· Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине.
И щука не проглотит. (Ерш)
· Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
· Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
· На лошадку так похожа,
Скачет и резвится тоже.
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве
(морской конёк)
· Он живёт в морских глубинах,
И имеет восемь ног,
Щупалец, вернее, длинных.
Его имя — … (осьминог)
· Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Воспитатель: Кто мне скажет, где живёт морская звезда?
Дети: в море
Воспитатель: Вот и нашёлся дом для нашей морской звезды.
Молодцы, вы расселили рыб, кто, где живёт. Одни рыбы живут в море, а другие живут в реках и озерах. Давайте немного отдохнем и сыграем в игру «Скажи наоборот».
10. Упражнение «Скажи наоборот»
Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я начинаю предложение и бросаю вам мяч, вы ловите и продолжаете предложение.
Морская вода солёная, а речная …пресная
Морская вода тёплая, а речная …холодная
Морская вода жёсткая, а речная …. мягкая
Морская вода прозрачная, а речная … мутная.
11. Заключительная часть.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова. Звучит музыка моря.
Волшебство звезда примени,
В детский сад нас перенеси.
Воспитатель: Мы оказались в детском саду. Присядем на стулья и вспомним наше путешествие.
Что мы сегодня узнали о рыбах!
Где они обитают? (в морях, озёрах, реках)
Какие рыбы бывают? (морские, речные)
Что нужно, что бы рыбы и животные не гибли? (Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их).
Что вам больше всего запомнилось в океанариуме?
Хотели бы опять отправиться в путешествие?
Молодцы ребята! Вы отлично сегодня поработали, хорошо отвечали, узнали много интересного и нового. Наш океанариум закрылся. А морская звезда приготовила вам небольшие сюрпризы. Выберите себе смайлик по вашему настроению.