8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие межполушарных связей мозга, как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Автор: Мищенко Виктория Александровна

Развитие межполушарных связей мозга, как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

 

Важнейшим приобретением ребёнка в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.

Причины невнимания, неспособности сосредоточиться у дошкольников связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

Всем нам известно, что мозг состоит из двух полушарий. Рисунок извилин мозга, как и отпечаток пальца – неповторим у каждого человека. Так и мозг каждого человека уникален. Правое и левое полушарие мозга выполняют разные функции. Но полушария связаны между собой и не могут работать по одному. Они соединены друг с другом особым веществом – мозолистым телом, которое ответственно за координацию работы обоих полушарий.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Целостность мозга создается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) располагается между полушариями головного мозга в его теменно-затылочной части. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон и необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела расстраивает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Одно и второе полушарие начинает работать без взаимосвязи. Нарушаются пространственная ориентация, эмоциональное состояние, зрительно-моторная координация.

При подготовке детей к школе надлежит значительное внимание уделять развитию мозолистого телаОсновное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. Для успешного обучения ребенка в школе одним из важных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого телаМежполушарное взаимодействие можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Упражнения необходимо проводить ежедневно.  Важно научить ребенка уверенно различать правую и левую стороны. Ближе к пяти годам предлагаем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

«Право — лево»

Важно научить ребёнка уверенно различать правую и левую стороны. Для совершенствования этого навыка как можно чаще включайте в ваш комплекс развивающих занятий с дошкольником задания такого плана:

— вытяни перед собой [правую | левую] руку;

— встань на [правую | левую] ногу;

— ударь по мячу [правой | левой] ногой;

— возьми конфету [правой | левой] рукой.

Когда подобные упражнения будут даваться легко, усложните задачу:

— прикоснись [правой | левой] рукой к [левому | правому] [уху | глазу];

— [правой | левой] рукой гладь себя по голове, а другой стучи по столу;

— указательный палец [правой | левой] руки поставь на кончик своего носа, а большим и указательным пальцами другой руки возьмись за мочку уха с противоположной стороны;

— встань на [правую | левую] ногу и подними [левую | правую] руку вверх.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак — ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений — по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак — ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя.

«Веселые карандаши»

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими руками одновременно.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.

Игра с прищепками

На каждую ногу ребенка (за штаны) сбоку цепляются прищепки и ребенку необходимо одновременно двумя руками снимать их. Как только отрабатывается эта двигательная программа, переходим на следующий этап- это движение на перекрест: с правой ноги снимаем прищепки левой рукой, а с левой ноги-правой рукой.

«Зеркальное рисование» (рисование двумя руками)

Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

«Змейка»

На лист бумаги приклеиваем, расставляем или рисуем любые предметы на расстоянии друг от друга. Просим ребенка нарисовать змейку между предметами так, чтобы их не задеть. Далее усложняем программу и просим нарисовать змейку двумя руками одновременно (можно нарисовать точку, от которой будем начинать движение рук). Если возникают сложности на листе, это задание можно отработать в движении на полу: расставляем кегли и прокатываем между ними мяч змейкой, расставляем коробки-гаражи, которые должна объехать машина и т. д. Прокатываем мяч сначала левой ногой, затем правой, далее то же самое только уже прокатываем мяч гимнастической палочкой. И самый сложный уровень: правой ногой обводим мяч справа, а левой ногой – слева.

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.

×
×