8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения

Автор: Гоц Надежда Анатольевна

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения

 

 

 С каждым годом проблема профессионального самоопределения обучающихся вызывает все больший интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования этапов профессионального становления личности подчеркивают актуальность этой проблемы.

 

Оказание   социально-экономической   поддержки   в   профессиональном

 

самоопределении школьнику, выбирающему профессию, является одним из направлений государственной политики в области образования.

 

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации, социально-экономическое, политическое, культурное развитие нашего общества зависит исключительно от образованных людей. А чтобы стать образованным человеком необходимо получить достойное образование и профессию.

 

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, который предполагает системную работу многих специалистов – специалистов учреждений образования, родителей, внешкольных учреждений и общественности.

 

 

Не маловажная роль в профессиональном самоопределении отводится общеобразовательным учреждениям. Одной из задач современной школы является активизация личности учащегося в поиске своего призвания, в развитии качеств, необходимых для овладения профессией.

 

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся – целенаправленно организованный процесс педагогической, психологической и информационной поддержки учащихся в осознанном выборе сферы профессиональной деятельности.

 

Основными элементами профессионального самоопределения личности учащихся является допрофильная подготовки и профильное обучение. Это две главные части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

 

        Допрофильная подготовка – это неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.

    Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном для всех направлений допрофильной подготовки. Цель психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки – оказание помощи учащимся в изучении их природных задатков, индивидуальных особенностей профессиональных интересов, склонностей и предпочтений, формирование представлений о мире профессий и характере труда.

 

        Профильное обучение это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов. Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.

 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:

-диагностическая работа;

-консультационная работа;

          -коррекционно — развивающая  работа;

          -психологическое просвещение.

 

В начале учебного года составляется циклограмма психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, которая предполагает реализацию данных направлений работы.

 

Диагностическая работа педагога-психолога включает в себя следующие мероприятия и охватывает всех участников образовательного процесса:

диагностика уровня обучаемости учащихся 8-11-х классов (сентябрь-октябрь);

изучение типа профессиональной направленности и профессионального развития личности учащихся 9-х, 11-х классов (тест Д. Голланда) (октябрь-ноябрь);

изучение удовлетворенности учащихся 10-х классов и их родителей допрофильной подготовкой (ноябрь);

диагностика мотивации учащихся 10-11-х классов к изучению учебного предмета на повышенном уровне (декабрь);

изучение удовлетворенности учащихся 8-11-х классов, их родителей организацией и качеством проведения факультативных занятий в учреждении образования (январь);

-изученния типа профессиональной направленности и профессионального развития личности учащихся 10-х классов  (тест Д.Голланда) (январь);

-изучение интересов учащихся 7-х классов относительно восьми видов деятельности («Карта интересов» (автор А.Е. Голомшток) (февраль);

 -изучение склонности учащихся 8-х классов к работе в различных видах профессиональной деятельности («Дифференциально-диагностический опросник — 30») (автор Е.А.Климов) (февраль);

 

-изучение удовлетворенности учащихся 10-11-х классов, их родителей, педагогов профильным обучением (март-апрель).

Консультационная работа направлена на оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Консультации, главным образом, носят информационный характер. В течение учебного года проводятся следующие мероприятия:

консультации для учащихся 7-11-х классов, их родителей по результатам профориентационных диагностик (декабрь-март);

 -групповые консультации для классных руководителей 7-11-х классов по результатам профориентационной диагностики учащихся с предоставлением сводных ведомостей по классам для дальнейшей работы с учащимися и родителями (декабрь-март);

психолого-педагогический консилиум для классных руководителей 9-х классов «Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов» (январь).

Коррекционно-развивающая работа с учащимися предполагает:

 -цикл развивающих занятий для учащихся 10-х классов «Уроки общения» (ноябрь-декабрь);

 -индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися 9-11-х классов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении (в течение года);

 

 -развивающие профориентационные игры и упражнения для учащихся 7-9-х классов: «Человек – профессия», «Самая – самая», «Цепочка профессий», «Профессия на букву», «Профессиональные качества», «Ассоциация», «Призвание», «Аукцион ценностей»; для учащихся 10-11-х классов: «Мои сильные качества и профессия», «Аукцион ценностей», «Древо профессий», «Профессия — специальность», «В мире профессий» и др. (в течение года).

 

 

 

          

 

 

 

 

Литература:

    Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения /Авторы-составители: Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, Т. В. Загоскина /Департамент образования Вологодской области, ВИРО, издательский центр, 2005.

     Пряжников П. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: Изд-во МПСИ, 2003.

     Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. — М., 2004.

     Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практи­ческое руководство для педагогов и школьных психологов. — М.: Гене­зис, 2004.

     Твоя профессиональная карьера: Учебно-методический комп­лект для учащихся 8-9 классов / Под ред. С. П. Чистяковой. — М.: Про­свещение, 2003.

 

×
×