Автор: Трофимова Татьяна Викторовна
Трофимова Татьяна Викторовна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
«Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
Проблема, над которой я работаю: использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Для решения данной проблемы внедряю в практику образовательного процесса интерактивный метод обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода. Это один из инновационных методов организации и проведения уроков. Интерактивные методы учат взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, где учитель не просто наставник, но и друг.
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества, для этого на уроке использую:
парную или групповую формы работы.
Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. Групповые формы работы применяю как при изучении нового материала, так и после изучения темы или раздела на уроке обобщения и систематизации знаний и умений.
Например, на уроках обществознания в 11 классе при изучении темы «Политические партии и их роль в жизни общества» каждая группа, пользуясь текстом предвыборных программ (выдержки), обсуждают содержание, анализируют, презентуют другим группам. Дают оценку предложениям партий.
На уроке истории Древней Руси в 11 классе, обучающиеся работают в группах с текстом исторического источника «Русская правда». Каждая группа получает конкретные задания, после коллегиального выполнения, представляют ответы. Группа получает сразу не одно, а несколько заданий, и это позволяет каждому принять участие в совместной работе. Данная групповая работа дает школьникам не только навыки анализа исторических текстов, но и развивает их речевые способности.
Применение данной формы работы на уроке позволяет сформировать такие коммуникативные умения как способность обучающихся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, давать свои оценочные суждения.
Или класс делится на 3 группы: первая группа высказывается «за» предоставленную ситуацию приводя аргументы в защиту, вторая «против», третья группа – «Эксперты», дает объективную оценку группам, делает вывод. Данный вид работы позволяет ученикам высказывать свое мнение, развивает умение отстаивать свою точку зрения, которое позволит использовать его и вне урока, школы.
Использую технологии проблемного обучения которая помогает ученику самостоятельно постигать ведущие понятия и идеи, а не получать их от меня в готовом виде. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Это выполнение воспитанниками самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. Например, написание мини-сочинения «Один день из жизни крестьянина средневековья», ученики представляют и анализируют заданную ситуацию, развивают ее, используя свои творческие способности.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения — проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставлю я, но не просто излагаю материал, а помогаю детям размышлять, рассматривать возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.
При изучении нового материала учащимся предлагаются разные точки зрения историков по изучаемому вопросу, на которые учащиеся высказывают свою точку зрения, а затем делается общий вывод. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Например, в начале обобщающего урока в 11-м классе по теме «Правление Владимира Красное Солнышко» ставится проблемная ситуация: «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован» ” даю задания проблемного характера: “Почему правление Владимира запомнилось по последним его деяниям?
Технологии проектирования. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин. Использование элементов метода проектов на уроках дает положительный эффект. Взгляды учеников обращены на окружающую действительность, которая пожет им впоследствии сделать правильные выводы. Например на уроках посвященных Великой Отечественной войне, ученики находили информацию о своих дедах и прадедах на фронтах Вов, тем самым пробуждая в себе чувство причастности к происходящему.
Таким образом, считаю, что, используя интерактивные методы, новые технологии в преподавании истории и обществознания я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими, в результате чего активизируется их деятельность, повышается мотивация к изучению предмета.
И главный залог успеха быть на одной волне с учениками, тогда пазл взаимопонимания сложиться.