8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Сценарий организованной образовательной деятельности

Автор: Степачева Елена Юрьевна

    Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад  «Ягодка» общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  деятельности  по  физическому  развитию п. Думиничи

 

 

 

 

 

 

Сценарий  организованной   образовательной

деятельности

«Куклы из бабушкиного                           сундука»

              (подготовительная группа)

 

 

 

                                     МКДОУ « Детский сад « Ягодка»»

                                        Подготовила воспитатель: Степачева Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2021г.

 

Цели:

Формирование интереса к изготовлению русской народной тряпичной куклы.

 

Задачи:

Познавательное развитие.

Расширять представления о русской народной тряпичной кукле, об ее истории возникновения.

Художественно – эстетическое развитие.

Формировать умение делать  куклу  традиционными приемами ,  развить навыки работы с материалами;

   

Речевое развитие.

Активизировать и обогащать речь детей,  вступать в речевое и игровое взаимодействие.

.Развивать творческое мышление, память, внимание, наблюдательность

Воспитание патриотических чувств, уважение и интерес к памяти предков, к своей истории, бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

 

Словарная работа: предки, тряпичная, Кувадка.

 

( интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)

 

Предварительная работа:

1) Беседа с детьми на тему: “История возникновения тряпичных кукол” — рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением куколок.

2) Беседа с детьми на тему: “Народные игрушки”

3) Разучивание стихов, загадок, пословиц о куклах.

 

Методы и приемы: беседа, рассматривание, художественное слово, показ.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы.

 

Оборудование и материалы:

·         Мультимедиа для демонстрации презентации.

·         Игрушки куклы.

·         Музыка – классика для детей.

·         Волшебный сундучок для сюрприза.

·         Материалы для изготовления куколок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  деятельности.

 

 (Под русскую народную музыку, к детям выходит  воспитатель  одетый в  русский народный сарафан, привлекая внимание детей)

Дети вам нравится мой наряд? А ваши мамы одеваются так? (нет) Почему?

Конечно ребята, сейчас такие наряды не носят Это одежда наших предков.

Как вы думаете кого называют предки?( Так называют людей которые жили много лет тому назад). Вот так одевались женщины и девочки много лет тому назад.

Я к вам пришла с сюрпризом, он у меня в корзинке . Хотите узнать какой?(да)

Тогда я вас приглашаю в свой дом, в мою мастерскую.

Заходите  гости дорогие, вот мой дом, а попросту моя изба. Вот примерно в такой избе жили ваши предки.

Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Сядем рядком , да потолкуем ладком.

В-ль:  Ребятки, пришло время раскрывать тайну сюрприза .Отгадайте загадку и я покажу что у меня в корзине.

Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку.

Ну, что, ребятки, догадались, это кто?

Ответы детей: — Кукла.

Воспитатель  достает  из корзинке  современные куклы, сделанные  из разных материалов. Раздает по одной кукле в руки детей и просит назвать  из чего сделаны их куклы.

Ответы детей: — Резина, пластмасса, керамика, матерчатая заводская и т.д.

В-ль: — А чем они еще отличаются?

Ответы детей: — Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз, обувью и т.д.

В-ль: — Дети, а откуда игрушки появляются у вас дома или в детском саду?

Ответы детей: — Из магазина.

В-ль: — Да, правильно, мы их покупаем в магазинах, а откуда они появляются там?

Ответы детей…

В-ль: — Ну, конечно же, молодцы , наши игрушки делают на фабриках. (давайте мы их посадим на стульчики) Ребятки, а вот скажите мне, пожалуйста, где же брали игрушки в старину, когда не было таких магазинов и фабрик игрушек.

Ответы детей: — Делали своими руками.

 

В-ль: — Да, молодцы  их делали из лоскутков материи и назывались они тряпичными куклами.

Воспитатель: посмотрите у меня здесь стоит волшебный сундучок . Его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить:

«Сундучок мой сундучок,

Приоткрой нам свой бочок»

(Открывает сундучок, достает тряпичную куклу)

Вот такие куклы были у наших предков.

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

Давайте мы сравним  чем они похожи с фабричными куклами, а чем отличаются.

Ответы детей: — Ручками, ножками и другой одеждой и нет лица.

В-ль: — Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол  от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно защищать свой дом. Для каждого случая была своя кукла.

 

 

В-ль: — Ребятки, давайте немного отдохнем  и вместе с нашей куклой поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Воспитатель просит детей  сесть поудобнее .

Ушки все слышат, пусть наши глазки все видят, голова запоминает, а ротик ей не мешает. (предлагает посмотреть презентацию  «Народная тряпичная кукла»)

 Воспитатель начинает показ презентации, сопровождает рассказом.

После слайда с куклой Кувадкой .

Одной из обрядовых кукол является кувадка. В древности считалось, что кувадка исполняла важную роль при рождении ребенка. Куколки помогали отвлечь нечистую силу от матери и новорожденного. Позже кувадки просто подвешивали над колыбелькой, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. В старину считали, что тогда куколки будут оберегать ребенка. Кувадку не сложно сделать, поэтому, подрастая, дети сами могли сделать такую куколку своим младшим братьям и сестрам.

 

Куколка  просто загляденье
Взрослым и детям всем на удивленье
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить.
Вам придется, не ленится
И старанье приложить.

Воспитатель  :  А вы бы хотели научиться делать куклу своими руками. Давайте приготовим пальцы к работе и сделаем пальчиковую гимнастику

 Наша куколка гуляла

(шагают по столу средним и указательным палец)

И играла, и плясала, 

(шагают  по столу безымянным и средним пальцем)

До чего ж она устала —

(шагают по столу мизинчиком и безымянным пальцем)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Воспитатель раздает пакетики с заготовками для будущих куколок. На столы кладет красные нитки и ножницы для всех участников процесса. Показывает своих куколок  сделанных специально для этого занятия

Вот сверну я тряпочку
В лоскуточки наряжу
Сверху ниткой обвяжу
Получилась не игрушка
А любимая подружка.

Воспитатель  показывает  как сделать тряпичную куклу. (пошаговое выполнение прилагается)

Напоминает, что использование украшений для куколки, это личное дело каждого. Каждый видит куколку по-своему. Самое главное не как оформляется и делается куколка, а какие мысли и думы при ее изготовлении вас посещают. Мысли должны быть светлыми и радостными. Тогда ваша куколка будет источником вашего счастья и вашей семьи. Чего я вам искренне и желаю!(дети вместе с воспитателем делают куклу. Поэтапное приложение в конце конспекта)

Давайте станем в круг и покажем друг другу своих кукол.

 Молодцы, вы старались и справились с работой .

Люди  добрые ! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведем хоровод как в старину,

Куклу новую покажем ему.

Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени ?…» дети водят хоровод.

 

 — А ну – ка всю правду скажите, не утаити , вам понравилось ли у меня в гостях?

 А что вам понравилось больше всего?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу,

что вам понравилось. Поэтому на память о нашей встрече  я вам подарю карточки – подсказки  как  делать куклу и вы дома с родителями сможете сделать других кукол. А потом мы устроим выставку «Моя кукла» .

 

Пора возвращаться в детский сад.

Поэтапное изготовление куклы.

Для неё понадобятся 2 лоскута натуральной ткани (лён или хлопок) и нитки. Мерять будем как в старину – в пальцах. Берём кусочек ткани длиной в 3 указательных пальца и шириной в 3 мизинца. Другой кусочек будет длиной 2 указательных пальца и шириной 2 мизинца.

Начинаем сворачивать с большего куска ткани, (его лучше брать светлого цвета). Мысленно находим середину (по длине). Потом дважды сворачиваем один конец по направлению к центру и так же сворачиваем другой.

Сложите «свёртыши» в месте «встречи», то есть в середине куска.

Теперь перегните «скрутку» пополам. Это заготовка для тельца нашей куколки.

Так же сверните меньший лоскут (он может быть любой расцветки), только не перегибайте его. Это будут ручки.



Чтобы отделить ладошки отступите от одного края на толщину мизинца и промотайте нитками несколько витков вокруг скрутки для ручек. Нитку завяжите, и кончик спрячьте в складку. Так же отделите другую ладошку.

Теперь надо соединить полученные детали. Разложите заготовку для тела на столе. Снова (мысленно) поделите его по вертикали на 4 части. Верхняя линия – линия шеи. Зафиксируйте её ниткой, так же как «отделяли» ладошки.

Теперь вставьте заготовку для рук под линию шеи. Снова промотайте нитками вокруг тельца куклы под руками, это будет линия талии.


 

 

 

 

 

 

 

 


А теперь направьте нить крест-накрест через грудь куколки на спину и обратно. Перекрещивание должно получиться как спереди, так и сзади.

Закрепите нитки, концы спрячьте в складках юбки, игрушка должна выглядеть аккуратно. Можно подвязать Кувадку пояском. Можно повязать ей на голову платочек или кокошник.

Вот и готова наша Кувадка

 

×
×