Автор: Бысыина Людмила Гаврильевна
Происходящие перемены в сфере образования требуют нового подхода в определении направлений и содержания в развитии системы образования, повышении уровня литературного образования как основы духовного становления личности. Школа ставит перед собой цель обеспечить условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности, способной к общению в мультикультурном пространстве. Работая с детьми, учитель-словесник должен формировать у школьников любовь к своему народу, культуре, вырабатывать уважительное отношение к другим народам и культурам. Весь мир как единое целое должен осмысливаться в сознании ребенка через познание своей родины. В национальной школе взаимосвязанное изучение русской и якутской литератур способствует духовному воспитанию школьников, развивает мышление, совершенствует языковую культуру. Результатом обращения к такой учебной деятельности становится осмысленное усвоение предлагаемого материала; активная позиция в познании окружающего мира; умение ставить собственные вопросы и самостоятельно находить на них ответы; сопоставлять и видеть общее в культуре разных народов. В процессе изучения русской литературы органически сливаются основной программный материал и национально-региональный компонент.
В учебные программы произведения Андрея Платонова были введены сравнительно недавно. Практика показывает, что отдельные произведения писателя, разрозненно включенные в школьную программу, не в состоянии дать «ключ к шифру платоновских текстов». Практическое освоение произведений Платонова сталкивается с рядом проблем, среди которых главная — сложность их читательского восприятия, обусловленная философской насыщенностью эстетических решением и своеобразием стиля. В национальной школе необходимо неторопливое, постепенное знакомство учащихся национальной школы с творчеством писателя в средних классах. Это восхождение, освоение «школы чтения» Платонова поможет преодолеть поверхностное восприятие учащимися произведений этого писателя в старших классах.
В пятом классе на уроке внеклассного чтения предлагается изучение сказки-были «Неизвестный цветок». При анализе этого произведения учитель обращает особое внимание на «неправильную гибкость» платоновского языка, поскольку, как отмечает литературовед Дмитриевская, у Платонова чувствование мира показывает себя не с помощью языка, а через язык, через его неправильности и отклонения от нормы». Перед изучением сказки-были учащиеся получают опережающее задание: прочитать произведение и нарисовать неизвестный цветок. В начале урока читают эпизод, где есть описание жизни цветка на пустыре: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на свете». В этих строках чувствуется щемящее одиночество, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова. Читательское восприятие пятиклассников отличается эмоциональной активностью и слой сопереживания. Дети чувствуют в описании цветка грусть, печаль и даже тоску. Учитель ставит вопросы:
- Подумайте, какие слова в первых предложениях помогли вам понять настроение автора? ( Маленький — никто — на земле.)
- Объясните ваш выбор ключевых слов. Почему важным оказалось не только слово маленький, но и словосочетание на земле.
- Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? ( маленький цветок — на огромной земле)
- Что говорит цветок девочке? (Меня никто не зовет, я один живу.)
Эти и другие вопросы помогают правильно расставить смысловые и эмоциональные акценты при анализе произведения Платонова.
Важную роль в понимании художественного произведения играет словарно-фразеологическая работа. Она нашла отражение в подборе словосочетаний, показывающих мучительные усилия неизвестного цветка: Семечко- цветок приютилось, томилось, впилось в камень, жил, рос, собирал, сторожил ветер и росу, трудился, превозмогал терпением.
- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? (боль, голод, усталость, безжизненность почвы на пустыре.)
- Как можно передать одним словом жизнь цветка?
Обращаем внимание ребят на описание девочки Даши, на то, какие чувства она испытывает. Два одиноких сердца тянутся к другим, находя надежду и опору. Тезисы могут быть перенесены в рабочие тетради:
- Каждый может оказаться одиноким в мире;
- Для преодоления люди должны объединиться и осуществить «братство звезд, зверей и людей»;
- Против враждебных сил нужно бороться людям с чистыми помыслами и открытым сердцем;
- для преодоления трудностей нужна сила духа;
Зачитываем два последних абзаца:
- Цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря?
- Найдите выражения, описывающие жизнь цветка-сына.
- Какие слова передают настроения повествования в конце сказки?
Обращаемся к рисункам с выставки. Учащиеся сопоставляют рисунки с описанием цветка. Такая работа позволяет видеть многогранность художественного образа, раскрыть возможности диалога между читателем-художником и писателем.
- Кому удалось нарисовать именно платоновский неизвестный цветок? Докажите свое мнение текстом.
- Как вы думаете, почему получились разные цветки, хотя мы все прочли одно произведение?
Завершаем урок рефлексией, где ученики сопоставляют свои впечатления от произведений до и после совместного анализа: «Я прочел сказку до урока и …, а сейчас мне кажется …»
Восприятие слова учащимися индивидуально и субъективно, многое зависит от их эмоциональной восприимчивости и воображения. Но размышление над словом, его анализ, интерпретация, сопоставление способствует формированию коммуникативной компетенции.