Автор: Наталья Валерьевна Пронина
Н. В. Пронина
г. Липецк, ГОАОУ «ЦОРиО»
ЦДО детей-инвалидов Липецкой области
proninanv-48@mail.ru
Использование специализированных информационно- компьютерных технологий и расширение границ коррекционно-развивающей
области логопедических занятий с учащимися с ОВЗ
В статье рассматривается опыт и специфика использования учителем-логопедом СИКТ с учащимися с сочетанной патологией; расширение границ коррекционно-развивающей области логопедических занятий с учетом ФГОС.
ГОАОУ «ЦОРиО» города Липецка — школа-комплекс: детский сад, школа-интернат, детский дом, ЦДО детей-инвалидов Липецкой области, ООК «Звёздный», ОРК «Клён», медицинский блок, дополнительное образование. С каждым ребенком с ОВЗ, начиная с младшего дошкольного возраста, ведётся коррекционно-развивающая работа многими специалистами: тифлопедагогом, дефектологом, логопедом, психологом, учителями ЛФК, ритмики, мимики и пантомимики, музыки, врачами. Все специалисты работают в тесной взаимосвязи: анамнез, данные о ходе речевого, общего, личностного развития отслеживаются в «Карте индивидуального развития ребёнка».
Среди воспитанников Центра в последние годы наметилась тенденция увеличения учащихся с множественными нарушениями развития, с сочетаниями двух или более психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, умственного развития. Очень часто встречается сочетание слабовидения, нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллекта и речи.
У детей с ОВЗ разных категорий особые образовательные потребности качественно различаются, поскольку задаются спецификой нарушений в развитии и определяют особую логику построения коррекционно-развивающего процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Но всем детям с ОВЗ свойственны особые по своему характеру потребности, среди которых из самых главных:
— введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально-развивающихся сверстников;
— индивидуализация коррекционно-развивающей работы;
— использование специальных методов, приёмов и средств, в том числе – СИКТ (специализированных информационно- компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, обучения, коррекции и социализации.
В структуре логопедических занятий с детьми с ОВЗ предусматривается удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных и коррекционно-развивающих потребностей, единых для всей группы детей с ОВЗ и специфичных для каждого ребёнка с нарушением интеллекта.
Границы коррекционно-развивающей области логопедических занятий с детьми с ОВЗ в настоящее время, с учетом введения СФГОС, значительно расширились за счет выделения основных, взаимосвязанных содержательных линий обучения и развития детей данной категории, раскрывающих как академический компонент, так и жизненные компетенции.
Специфика использования СИКТ заключается в том, что они являются новым интеллектуальным инструментарием в руках педагогов и проникают, прежде всего, в сферу интеллектуальной деятельности ребёнка с ОВЗ.
СИКТ на логопедических занятиях реализуют свою культурогенную функцию, так как оказывают влияние на создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ.
Гносеогенная функция СИКТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний; коррекцию, развитие и воспитание учащихся с ОВЗ.
В области «Язык и речевая практика обучающегося с ОВЗ» решаются следующие задачи: овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и интеллектуальному развитию ребенка с ОВЗ.
Значительно расширяет возможности коррекционно-развивающей работы, способствует личностному развитию учащихся с ОВЗ использование логопедического тренажёра «Дэльфа-142» предприятия «Дэльфа М».
С помощью тренажёра «Дэльфа-142» решаются следующие специфические задачи: диагностика и коррекция речевого дыхания, диагностика и коррекция силы голоса; успешно ведётся работа по устранению назального оттенка голоса; диагностика и коррекция произношения гласных и согласных звуков; отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных; отработка дифференциации согласных по твёрдости-мягкости; работа над звуко-буквенным составом слова; работа над слоговой структурой слова; формирование обобщённого лексического значения слова; формирование лексико-грамматической стороны речи и расширение словарного запаса; работа над морфологическим значением слова; формирование и коррекция навыка чтения и т. д. [1, с. 28]
Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся с различными нарушениями устной и письменной речи; многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал; использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь; работать на различных уровнях сложности в зависимости от интеллектуальных возможностей учащегося с ОВЗ; одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию ВПФ.[1, с.115]
В области «Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром» на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ решаются задачи: овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире, развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни; развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
В области «Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми» учителем-логопедом ведётся работа по овладению первоначальными знаниями о человеке, (здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, изучаются общекультурные ценности и моральные ориентиры современного общества;
развитию представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора; развитию вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, в коррекции недостатков устной и письменной речи, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени; умению мечтать и строить планы на будущее.
Область «Обществознание – практика жизни в социуме» является приоритетной в работе с учащимися с ОВЗ, так как в связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка с ОВЗ и ограничивающей его жизненный опыт, требуется специальная работа всех специалистов по введению ребенка в более сложную социальную среду.
Целью данной работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка с ОВЗ. На коррекционно-развивающих занятиях дети овладевают первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, получают знания о своих правах и обязанностях, а так же учатся творческому сотрудничеству со своими сверстниками, педагогами, родителями.
Гуманизация логопедического воздействия, использование на занятиях, праздниках для детей с ОВЗ этно-культурного русского компонента, элементов модели «Русской школы» с целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся поднимает процесс коррекции и развития речи, воспитания и социализации на более высокий, «человечный» уровень.
Таким образом, использование специализированных информационно- компьютерных технологий и расширение границ коррекционно-развивающей области логопедических занятий, за счет выделения основных, взаимосвязанных содержательных линий обучения учащихся, раскрывающих как академический компонент, так и жизненные компетенции, способствует установлению и совершенствованию системы межпредметных связей, качественно обогащает коррекционно-развивающих процесс, основная цель которого – социализация детей с ОВЗ.
Литература
1. Грибова О.Е. Текст методических рекомендаций к Практическому руководству логопедического тренажера «Дэльфа-142». -М., 2000.
2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.- М., 2009.
3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. – М., 2010.
4. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ф., 2003.