Автор: Сергеева Татьяна Михайловна
Стандарт нового поколения отводит внеурочной деятельности важную роль: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность». По ФГОС надо детей развивать, а не обучать. Необходимо научить учиться, самостоятельно выбирать нужную информацию, подготовить к рабочим местам, которых ещё нет, использовать ресурсы, которые пока не существуют, решать проблемы, которые ещё не поставлены. Внеурочная деятельность введена в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся. Одним детям необходимо помочь с научными исследованиями, а другим – развить и или реализовать творческий потенциал, третьим необходима коллективная деятельность. Ускорение темпов развития российского общества вызвало возрастающую потребность в личностях творческих, профессионально компетентных, социально мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях. Для продвижения нашего общества вперёд, создания новых технологий нужны люди, неординарно мыслящие, обладающие творческими способностями. Только люди с развитыми творческими способностями могут эффективно функционировать в современных рыночных условиях и реализовывать себя в любой сфере деятельности. Развитие же творческих способностей человека начинается в детстве. Развитие личности, ее творческих способностей, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной задачей современной системы образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования личность становится главным элементом педагогического процесса, основой обучения. И одной из таких внеурочек в нашей школе является «Фотоэкология». В этой программе соединены компоненты знаний и умений по экологии и фотографии, а также развитие двигательной активности школьников. Она не только прививает навыки и умение работать с компьютерными программами, фотоаппаратурой, но и способствует формированию эстетической и экологической культуры, развитию творческого потенциала школьников. Эта программа не дает ребенку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии, а также постоянные выходы на природу помогает увеличивать двигательную активность, что позволяет компенсировать недостаток движения во время учебной деятельности. Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Отсюда, учебная и внеурочная деятельности, как основные виды деятельности младших школьников, могут способствовать развитию творческих способностей последних.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека, а также компенсировать недостаток двигательной активности школьников – одна из задач программы «Фотоэкология».
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ: является то, что впервые объединены элементы обучения экологии и фотографии, а также увеличение двигательной активности школьников. На первый взгляд это совершенно разные направления, но если вглядеться повнимательнее, то понимаешь, что экология, фотография и двигательная активность очень взаимодополняемые направления. Полный образовательный курс предусматривает овладение основами фото мастерства, изучение законов фотокомпозиции, обучение грамотно работать на пленэре, а также формирование экологического мышления, ответственности за состояние окружающей среды, формирование культуры здорового, безопасного и активного образа жизни и самовыражения детей.
Был проведен мониторинг «Сфера интересов», который показал изменение интересов учащихся в результате освоения курса «Фотоэкология». Вывод: Данная программа способствует повышению двигательной активности школьников, позволяет им общаться в неформальной обстановке, так как ребята занимаются на улице и для того, чтобы дойти до объекта экскурсии им приходится много двигаться. Для того, чтобы сделать снимки требуется концентрация внимания, нужно искать интересный ракурс или композицию и часто приходиться фантазировать и проявлять творческий подход. Также во время занятий часто обсуждают свои работы или замыслы. Они участвуют в различных акциях и конкурсах, что также позволяет сблизиться и повышать свой творческий уровень. Часть ребят во время прохождения курса определились со своими профессиями.