Автор: Чапурина Екатерина Николаевна
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях,
будет его творческая, исследовательская деятельность».
Л. С. Выгодский.
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития.
Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Слайд3
Цель моей работы — развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
Слайд4
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей.
На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана, постепенным усложнением познавательных задач.
Согласно тематическому плану была разработана картотека опытов, игры по экспериментированию.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
— Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
— Совместная деятельность педагога и детей.
— Самостоятельная деятельность детей.
Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Слайд5
Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у детей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю что да. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Слайд 6
Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвела центру экспериментирования, в котором находится наша мини — лаборатория «Почемучки». В котором есть необходимое оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки… Все это позволило нам проводить всевозможные игры — эксперименты.
Слайд 7
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Слайд 8
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Слайд 9
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Слайд 10
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
Слайд 11
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть.
Слайд 12
В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают, лёд скользкий, холодный.
Слайд 13
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки..). Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко, что у водички есть своя «песенка».
Слайд 14
С помощью ИКТ наблюдали за тем, как бьет водичка в фонтане, прослушивали аудиозаписи шума моря, дождя. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.
В процессе работы знакомлю детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.
Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые впоследствии становятся украшением группы: из камней выложили и раскрасили «Цветик-семицветик», построили дорожку к домику зайчика… Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.
Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.
Слайд 15
Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаю слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.
Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить) дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки.
В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий — холодный, мягкий — твердый, гладкий — шершавый); обонятельных.
Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Слайд 16
Работу по опытно – экспериментальной деятельности проводила и среди педагогов.
Работу строила по нескольким направлениям:
— консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
— проведение интегрированных занятий и опытов с разнообразными объектами и явлениями исследования «Волшебные зеркала», «Секрет сосновой шишки».
Для педагогов провела семинар-практикум на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста»
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.
Слайд 17
Поэтому, большую работу по развитию познавательного интереса через исследовательскую деятельность провожу и среди родителей.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
— информационные стенды;
— памятки, буклеты;
— сайт ДОО;
— папки-передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.
— помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования)
— Создание совместного проекта: «Волшебная соль»
На родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется с детьми, каким образом будет проходить образовательная деятельность по выбранной теме. Заранее подготовила консультации для родителей, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Познакомила родителей с консультациями на тему: «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
Провела квест – игру «Маленькими шагами в удивительный мир опытов и экспериментов!»
Создали фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы».
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Слайд 18
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, смогла развить у детей творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками руководствуюсь мудрым советом:
Слайд 19
В. А. Сухомлинского.
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” .
Слайд 20
Спасибо за внимание!