8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Актуальные проблемы формирования профессиональной идентичности у обучающихся средне-профессиональных образовательных учреждений с учётом компетенций WorldSkills»

Автор: Есауленко Наталия Алексеевна

Есауленко Н.А. Вторникова А.В.

«Актуальные проблемы формирования профессиональной идентичности у обучающихся средне-профессиональных образовательных учреждений с учётом компетенций WorldSkills»

Во время развития человека, важное место занимает подростковый возраст. Перед молодыми людьми встают различные возрастные кризисы и возрастные проблемы: изменение существующей зависимости от родителей, самоопределение и идентификация себя в коллективе и многие другие. Идентичность является сложным структурным образованием, состоящим из большого количества идентификаций: гендерная идентичность, национальная, профессиональная и т. д. Некоторые виды идентичности понятны молодому человеку изначально, практически с рождения, другие начинают осознаваться только в подростковом возрасте.

В рамках проблемы идентичности личности особое место занимает профессиональная идентичность. В Советском Союзе устойчивая профессиональная идентичность считалась обязательным элементом государственной идеологии и показателем гражданской зрелости личности. На современное экономическое положение в стране и социальную стабильность общества отрицательное влияние оказало повышение уровня индивидуальной свободы, а так же отказ от идеологической парадигмы, материальные интересы. Ценности и приоритеты молодёжи, влияющие на выбор профессии и на формирование отношения к процессу её освоения, за последние 30 – 40 лет, существенно изменились. Многие исследователи отмечают, что при выборе профессии современные молодые люди преимущественно ориентируются на три критерия: престижность той или иной профессии, возможность получать высокие доходы и, еще более примитивная ценность, наиболее легкие условия обучения.

Неправильная ориентация молодёжи на будущую профессию, востребованную рынком труда, во многом обусловлена недостатком достоверной и современной информации, неспособностью предвидеть ситуацию на рынке труда на дальнюю перспективу, искажёнными представлениями о престижности тех или иных профессий.

Ученый в нашей стране рассматривают профидентичность как некий психологический феномен. Он указывает на степень принятия избранной профессиональной деятельности в качестве основного средства самореализации, самоопределения и результат длительного развития личности под влиянием социальных условий. В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью». В процессе общения и взаимодействия со сверстниками подросток стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, определиться с выбором профессионального и дальнейшего жизненного пути. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых молодым человеком перед окончанием школы.

Для того чтобы полностью сформировалась профессиональная идентичность человека, необходимо ознакомиться с реальным содержанием профессии, условиями труда и т. д., а это недостижимо без минимальной включенности в профессиональную деятельность.

Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, ее финансовая престижность. С целью оптимизации профессионального выбора школьников в современных социально-экономических условиях процесс ранней профессиональной ориентации предполагает использование профессиональных проб на различных этапах профориентации. Профессиональные пробы по компетенциям WorldSkills в рамках ранней профессиональной ориентации помогут нацелить учащихся на выбор перспективных профессий.

Важность решения этой проблемы обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной организационно-педагогической, психологической помощи подросткам и юношам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности. Поздний подростковый и ранний юношеский периоды жизни человека сопровождаются особенно интенсивным переживанием проблем, связанных с профессиональным будущим. Для решения данного вопроса необходима система действий по практико-ориентированному сопровождению формирования готовности к выбору профессии, на локальном, муниципальном и региональном уровне управления образование.

Результаты работы по организации профессиональных проб и чемпионатов по компетенциям WorldSkills свидетельствуют об эффективности практико-ориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения подростоков в выборе перспективных профессий и специальностей.

Чемпионат дает возможность расти развиваться не только в пределах колледжа, но и в пределах региона, а в дальнейшем и России. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – это одна из основных задач конкурса, которая помогает будущим специалистам развить способность к быстрой адаптации на рабочем месте, овладеть общими и профессиональными компетенциями, а также выработать устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Те студенты, которые нацелены на участие в таких конкурсах, заранее мотивированы, чтоб в дальнейшем развиваться в данном направлении. У них есть стремление получить высшее образование тем, кто пока учится на средне -специальном, либо найти хорошую работу и показать себя хорошим специалистом. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства – это один из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности.

Особенностью, которая отличает конкурс профессионального мастерства «сегодня» от конкурса «вчера», является включение в процесс проведения и оценивания конкурсных заданий представителей работодателей. Участие в конкурсах позволяет заявить молодым талантам о себе, сориентировать молодежь на педагогическую деятельность и воспитание любви к будущей профессии, помогает объективно оценить свои силы и возможности, нацелить на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития. Конкурсы учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве подготовки студентов. Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров.

 

 

Источники литературы:

1.     Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г. 272 с.»

2.     https://worldskills.ru/

3.     https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/

4.     http://worldskills.spo-edu.ru/

×
×